Рецензия на книгу
Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема
Джон Стейнбек
Eternal_Reader23 февраля 2016 г.Флэшмоб 2016
2/13Стейнбек потряс мой мир при чтении "Гроздья гнева" несколько месяцев назад и я называла эту книгу "одной из самых страшных книг, которые когда-либо читала".(Рецензия) И я обещала вернуться к нему с романов "К востоку от Эдема", что я и сделала. Но отдельное спасибо NastyaNastya1994 за совет, который ускорил встречу.
Итак, для начала скажу, что теперь я поняла, что Джон Стейнбек - мой автор. Как мы выбирает любимых писателей? Не за красивые обороты, не за драматические сюжеты, не за притягательные обложки к их книгам и т.д. Мы выбираем их, потому что находим в них что-то "свое". И у каждого оно разное. Это как с любовью к живому человеку. Мы любим кого-то без определенном причины, скорее даже вопреки их недостаткам. Вот и Джона Стейнбека я полюбила вопреки его жесткому, сухому стилю и пессиместичности сюжетов.
Я не скажу, что это самая интересная книга в моей жизни или самое животрепещущее чтиво. Нет, однозначно, нет. Но при этом мне понравилось. Вот так просто. Сама толком не могу сказать отчего. Да, я люблю семейные саги, но не такие. В этом случае не это сыграло главную роль. Для меня стало удивлением, что буквально с первых страниц я читала осознано и внимательно, не пропуская абзацов, хотя ничего существенного и не описывалась. Автор начал книгу с географического описания долины Салинас-Валли и я как раз ехала утром на учебу на свой геофак, когда начала читать книгу и мне показалось это судьбой. Поэтому близость возникла в самого начала и по мере повествования переросла в беспочвенную любовь.
Автор ведет свое повествование о двух семьях - Траксов и Гамильтонов, вторая из которых является его собственной. Самюэл Гамильтон - дед Стейнбека и автор даже себя маленького упоминается к романе как эпизодического персонажа. Но, по большей части, это история сначала двух братьев Адама и Карла Траксов, а после двух сыновей Адама - Кейла и Арона. И по мотивам библейского сюжета о Каине и Авеле, один брат олицетворяет злое начало, а второй - доброе. И так в каждом поколении. И, честно говоря, мне не были симпатичные персонажи, но они были интересны и необычны. Они могли мне не нравится как люди, но как персонажи - увлекали.
Само название "К востоку от Эдема" должно наталкивать читателей на предпосылки к Библии, а именно о истории первых людей - Адама и Евы. Не случайно, одного из главных героев зовут Адам. Персонажи книги сами обсуждают этот момент, а главной мечтой Адама было:
... я решил превратить эту землю в рай. Ведь меня зовут Адам, не забывайте! Но мой рай, мой Эдем еще не создан, так что об изгнании думать рано".После мы возвращаемся к Библии, когда надежды Адама рушатся, а любимая женщина оказалась не Евой, возлюбленной, а змеей. Одним из самых сильных моментов в книге является приезд Самюэля к Адаму, чтобы вернуть его к жизни после ухода из дома жены. Прошел год, а Адам до сих пор не дал имена своим сыновьям. И тут герои начинают вспоминать историю Каина и Авеля и, просматривая имена в Библии, останавливаются на двух - Кейлеб (один из двух, кто дошел до земли обетованной; по еврейски - Халев) и Аарон (тоже имя из Библии, только он не достиг земли обетованной). И только сейчас я поняла насколько эти имена стали пророческими.
Не смотря на то, что Кейл представлялся как злой из братьев, а Арон - как добрый, в итоге все переплетается и спутывается. Тот, кого все любили и гордились, не смог жить в реальной жизни, когда мир фантазий рухнул. А тот, кто всегда был хитрым и подлым и сознавал "черноту" внутри себя - смог выжить и добраться до конца истории.
Но самый интересный образ - Кейт. Впервые я встретила такой тип. Стейнбек попытался описать чистое зло в человеческом обличье; девчушку, в которой с малых лет просыпалось что-то демоническое. Но она хорошо играла и долгое время это никто не замечал. Она подожгла отчий дом и заживо спалила собственных родителей, только потому что они мешали ее планам. И вот однажды после неудачного романа она оказывается у дверей дома Траксов. И Адам влюбляется в нее, не видя, что под внешностью ангела скрывается дьявол. И в итоге свадьба, беременность, рождение близнецов и печальное расставание. Я, конечно, утрирую. В книге все описывается немного иначе и понять можно только, если прочитать.
Я не знаю, что хотел Стейнбек передать этим порочным образом. Женщиной, которая самолично пошла в публичный дом, а после стала им управлять. Да, он дает понять, что в ней есть только зло и его она видит в окружающих, но при этом совершенно не замечая светлую половину. Она убеждена, что люди - ироды. Но какую цель она преследовала? Накопить побольше денег и уехать в Нью-Йорк? И что дальше... Отомстить за старые обиды? Но самым неожиданным для меня стал ее конец. Для чего тогда все это было, если она так легко поддалась детской сказке о Алисе?
Как я сказала, несмотря на то, что персонажи очень странные и не типичные для меня, я все равно очарована. И событий в книге не так много, но я снова очарована. И манера письма жестковата, но я опять таки очарована. Единственной обоснованной причиной моего восхищения является - Ли. Этот персонаж- китайц-слуга в семье Траксов. Блестящий образ! В нем столько мудрости, заботы, интеллекта, силы, терпения. Ли соединил в себя мудрость Востока и несломленный дух Запаха. Несмотря на то, что он китаец, именно от него больше всего веяло прериями Америки. Есть в чем что-то дикое и одинокое. Только его я знаю за что люблю.
А в остальном, мое восприятие данного произведение осталось для меня загадкой. Почему мне было одновременно так спокойно и уютно читать книгу о столько нерадостной семейной истории? Я помню, как в рецензии к "Гроздьям гнева" написала, что поставила книге 8 баллов только из-за страха, поскольку книга жутко напугала меня из-за описанного в ней голода. В этот раз я решила компенсировать свою прошлую трусость. И не смотря на то, что Стейнбек до сих пор пугающий, что-то притягивает меня к нему.
В моем читательском сознании есть классификация писателей на "женские" и "мужские". И было несколько писателей, которые твердо и уверено находились у меня в графе "мужских" - это Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Джон Стейнбек и т.д. Сейчас спрашиваю себя - чего я боялась? Почему обходила их стороной? Оказалось, что мне по душе эта скупость эмоций, жесткость описаний и пессимизм событий. Я всегда знала, что люблю драмы, но то что я люблю такие холодные, отягощающие трагедии - я открыла только недавно. И вот Джек Лондон и Джон Стейнбек уже оправдали себя в моих глазах. Осталось приступить к Хемингуэю. Если и он меня затянет, тогда стоит признать, что девичья пора слез и страданий в литературе для меня закончилась. И я становлюсь циником и реалистом.
Очень сложно советовать кому-то такую книгу, поскольку это очень личное. Вы сами должны методом "проб и ошибок" понять нравится ли вас Стейнбек вопреки всему перечисленному мною выше и тогда уже браться за его романы. Это, определенно, не легкое чтиво и не жизнерадостная история, и не таинственная семейная сага. Это нечто большее, нечто страшное, нечто дикое, нечто одинокое...
1092