Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 8 томах. Том 7

Стефан Цвейг

  • Аватар пользователя
    Аноним21 февраля 2016 г.

    Страх и ненависть

    Изложенное ниже - вовсе не рецензия, а только мысли, которые были вызваны прочтением этой книги, и не всей книги, а ее части - эссе о Мэри Бекер-Эдди. Как же разозлила меня эта книга! Точнее, не сама книга - Цвейг-то великолепен, а изложенное в ней. Этот биографический очерк (я бы сказал - единственно биографический, остальные больше посвящены рассмотрению учений, чем описанию жизни) входит в трилогию "Врачевание и психика" наряду с очерками о Месмере и Фрейде. Ооо, это не просто биография. Это целая история становления секты, история о том, как одной старой шарлатанке удалось провести за нос тысячи людей. Суть ученья из первых уст:


    бог сотворил человека по своему образу и подобию, а бог, как вам известно, есть благое начало. Следовательно, человек может быть только божественным, а так как все, что от бога, благо, то как могут найти себе пристанище в этом отображении божьем такие виды зла, как болезнь, слабость, смерть и старчество? Самое большое, это человек может вообразить себе, может, пожалуй, представить при помощи лживых своих чувств, что тело его болит, что оно слабеет и старится

    люди сами у себя крадут свое здоровье, благодаря неверию в божественное свое начало. Быть больным поэтому не только "error", заблуждение мысли, но и даже, в известном смысле, "преступление", ибо тут налицо сомнение в боге, своего рода кощунство; таким путем приписывают всеблагому возможность зла, а бог никогда не причинит зла, "God cannot be the father of error".

    И тому подобный бред.

    Очерк интересен также тем, что в данном случае Цвейг не восхищается гением, он не задает вопрос "что?", а только "как?". Как эта узколобая, неграмотная, истеричная фанатичка могла добиться такого поистине колоссального успеха? Нужно обратить внимание и на другую сторону изложенного - страшную сторону, ведь если такое в высшей степени фантастическое, нелепое, противоречащее всякому здравому смыслу и логике ученье снискало такой успех, то как же много, невыносимо много в этом мире ограниченных, узколобых дураков, легко поддающихся влиянию. Вообще, Америка - страшная страна. На этом острове фарисеев любой шарлатан, любой отпетый мошенник и проходимец может объявить себя "мессией", "ощутить в себе Иисуса" и собрать вокруг себя толпу отчаянных фанатиков, проглатывающих каждое слово, впитывающих каждую мысль, брошенную этим сомнительным субъектом в толпу. Кто раньше думал над этим - немедля читайте эту книгу, Цвейг искренне восторгается упорством этой болезненно-истерично-эгоистичной дамы, ему интересна ее личность с точки зрения психологии, но что касается ее идей, он с насмешкой клеймит их всеми поистине цвейговскими, яркими эпитетами, выражающими его раздраженное пренебрежение.

    От начала и до конца не перестаешь удивляться главной героине, ее бесцеремонности и раздутому эго. До пятидесяти лет существующая за чужой счет, у нее хватало наглости и изворотливости не утруждать себя никакими заботами и работой под видом парализованной больной (я говорю под видом - о мнимости этой болезни красноречиво говорит ее неожиданное выздоровление), и более того, еще и быть деспотом - годами неспособная спуститься вниз по лестнице, она умудрялась терроризировать весь дом своих благодетелей. В силу своей интеллигентности и нежелания прямо оскорблять чьи-либо религиозные чувства, Цвейг на всех 140 страницах этого эссе утверждает, что Мэри Бекер-Эдди была попросту упертой туголобой дурой, ограниченной, безжалостной и ни в чем не знающей меры, и все эти ее качества напрямую проистекают от сексуальной неудовлетворенности, но утвержение это не так буквально, и Цвейг часто прибегает к инакословию. Но я не Цвейг. И на религиозные чувства других мне плевать. Покорившая сердца миллионов mother Mary была низменной, мерзкой личностью, а ее последователи - глупцы, безнадежные олухи, что дали себя одурачить шайке мошенников, шарлатанов и прожженных авантюристов, которыми и является правление Christian Science. Ох, как же я ненавижу всех этих религиозников, фанатиков и им подобных! Я не сторонник никакой религии, и нормально могу смотреть на людей, исповедывающих что-то там древнее, но когда читаешь о том, как какого-то выскочку, самобъявленного мессию с его новооткрытым лжеученьем, вроде этой Бекер-Эдди, толпы встречают с трепетом, аплодисментами и последующим религиозным оргазмом экстазом, то закипает злоба, и становишься ничем не лучше этой мнимой святой, что ненавидела всех и вся. Вообще, при словах "религиозный экстаз" я вижу эту картинку:
    Да-да, Саруман в Изенгарде перед урук-хаями. Дураки. И страшно жить в этом мире, потому как аналогичное существует и сейчас и оно процветает.

    А Цвейг, повторюсь, просто великолепен, и я преклоняюсь перед его талантом создавать такой насыщенный, такой страстный текст.
    Итог:5/5.

    8
    18