Рецензия на книгу
Человек, который принял жену за шляпу
Оливер Сакс
Аноним21 февраля 2016 г.Болезнь как дар и проклятие
Книга эта удивляет, прежде всего, тем, как безыскусно, несколько технически и в то же время поэтично, с глубоким пониманием человеческой натуры, с привлечением цитат и метафор автор Оливер Сакс - опытный невролог и нейропсихолог, к глубокому сожалению, ныне уже покойный, - совмещает практически документальное повествование о своих пациентах с профессиональными выводами, научно объясняющими причины их поведения, связанные с развитием того или иного заболевания. Несмотря на большое количество специальной медицинской терминологии и чисто врачебных рассуждений, книга читается с большим напряжением, острым интересом и... почти страхом, потому что как никогда остро осознаёшь, насколько сложен и универсален человеческий организм и к каким серьёзным физиологическим и психологическим последствиям может привести малейший сбой в его отлаженном механизме. Все мои дальнейшие замечания будут, возможно, только дилетантскими попытками перевести язык книги на язык обывателя, но я собираюсь рассказать только о том, что запомнилось мне наиболее всего, и постараюсь дополнить это своими мыслями.
Автором отобраны наиболее интересные (если позволительно использовать такое понятие в данном контексте) случаи, каждый из которых является своего рода уникальным, будь то история женщины без тела, или женщины, слышавшей музыку, или человека, выдумывающего себе тысячу личин. Каждая история открывает нам определённые грани мозговой и телесной деятельности человека, многообразие функций нашего тела, причём о многих из них здоровый, полноценный человек просто не задумывается, настолько естественными и неотъемлемыми они кажутся. Однако утрата любой из этих функций ведет к существенной перестройке не только организма, но и всего сознания, картины мира. Некоторые истории кажутся на первый взгляд загадочными, почти мистическими. Трудно представить себе, что возможны столь странно проявляющиеся сбои и нарушения. Ещё труднее представить, что должен испытывать человек, столкнувшийся с этим не понаслышке. И Оливер Сакс старается максимально приблизиться к видению своих пациентов, говорит о них с большим сочувствием и уважением. Поразительно, с какими трудностями может столкнуться человек и при этом выстоять в борьбе с болезнью, не утратив свою индивидуальность, заново выстроить себя и, пусть даже не до конца, но до какой-то степени, вернуть себе способность существовать в социуме. Конечно, это возможно далеко не во всех случаях, часто - только при осуществлении постоянного врачебного контроля и систематическом приёме лекарств, при каждодневном преодолении себя. Но всё же это возможно, если человек психологически здоров и ориентирован на победу, хочет жить. Очень наглядно описано, как в более критических ситуациях (не во всех, опять-таки) организм компенсирует безвозвратную утрату какой-либо функции, и человек, будучи тяжелобольным по сути, приспосабливается, как бы "договаривается" с болезнью так умело, находит такие обходные пути, что со стороны можно долгое время не подозревать никаких отклонений. К этой категории пациентов принадлежит и персонаж, выведенный в заглавии книги. Но встречаются и такие ситуации, когда повреждения настолько серьёзны, что сама личность распадается, перестаёт быть цельной, утрачивает ощущение мира вокруг себя и ощущение себя самой. Парадоксально, но внешне именно такие заболевания могут проявляться как "несерьёзные", не слишком разрушительные и пагубные, граничащие с проявлением избыточного остроумия или бравады, что само по себе относится скорее к области психологии.
Но, кроме этого. поразило меня следующее. Некоторые из представленных пациентов не считали своё заболевание чем-то негативным, разъедающим и убивающим их. Напротив, они воспринимали его как благо, потому что поражение мозга в ряде случаев приводило к побочным эффектам (назовём это так), чаще всего имеющим простое для специалиста объяснение, но играющим крайне важную роль для этих людей, пробуждающим у них совершенно особенные эмоции. Эти эффекты давали возможность увидеть реальность более яркой, насыщенной, позволяли вернуться в прошлое и пережить мгновения, которые хранились глубоко в подсознании, но не могли быть извлечены при нормальном, обычном функционировании мозга. Таким образом, будучи ущербными в каком-то смысле и обречёнными на ущербное существование, эти пациенты могли проникать в сферы, недоступные здоровым людям, и получать об окружающем мире такое знание, какого все остальные попросту лишены. В связи с этим автор задаётся вопросами, вероятно, ещё не до конца изученными, - вопросами работы памяти и подсознания, по-видимому, самым подробным образом "записывающих" все события жизни и пассивно сохраняющих их. Обращается он и к другим вопросам - например, способам познания мира. Эта тема затрагивается в связи с историями аутистов - людей, неспособных к абстракции и логике, но способных к образному познанию и часто наделённых какой-то исключительной возможностью, чем-то вроде дара, в котором при удачном стечении обстоятельств они могут раскрыться максимально ярко и обрести внутреннюю гармонию. Немало говорится об условности восприятия таких людей, могущих одновременно быть инвалидами и глубоко чувствующими, духовно богатыми натурами. Это неизбежно наводит автора на мысль о враждебном настрое общества и недооценке возможностей таких "особых" людей, каждый из которых мог бы занять свою нишу в мире, но чаще заканчивает жизнь в лечебнице, будучи полностью отрешённым от действительности и не применившим свои таланты должным образом. Иногда с наилучшими целями в аутистах убивали их гениальность, помещая в непригодные для них, но более "нормальные" с точки зрения врачей условия, оставляя им, таким образом, только неизлечимую инвалидность.
Кстати, о мистике. Читая эту книгу, невольно ощущаешь истончение грани между здравым смыслом и чем-то могущественным и непостижимым, недоступным пониманию. В одной из наиболее щемящих историй - "Путешествие в Индию" - автор, кажется, и сам поддаётся загадочности ситуации, умышленно отходит от строго профессионального взгляда на неё. Столь же явно он прослеживает тесную связь между отклонением и творческим потенциалом, потому что нередко именно отклонение провоцирует всплеск творческой активности и позволяет человеку создавать то, что не могло бы прийти в голову никому другому. Поистине, эта книга открывает совершенно другой, недоступный нам (к счастью!) мир борьбы и странных, удивительных возможностей, которые, тем не менее, не являются нормой. И потому лучше знать о них в деталях только врачам, способным излечить самую болезнь, не лишив при этом пациента радости и полноты бытия - такого, каким он его воспринимает.794