Рецензия на книгу
Повести древних лет
Валентин Иванов
Xellina21 февраля 2016 г.Если бы данное произведение меня не миновало в "младшем школьном возрасте", то, возможно, я бы даже впечатлилась и приняла его за чистую монету. Однако, для взрослого стремление автора воспитывать патриотизм очень прозрачно и порядком раздражает.
Меня смутила уже завязка. Один из главных героев, Одинец, убивает человека на улице и бежит из города, скрываясь от правосудия. Пусть убил по неосторожности, но факт остается фактом: шел себе турист по городу, толкнул парня, а тот ему голову проломил. Мило да? Но автор выставляет Одинца невинной жертвой обстоятельств:
Из Города его <Одинца> выгнала нежданная беда.
нураманна не поднимешь, чтоб ему на свет не родиться было, окаянному!
Никто его <Одинца> не хулит, все жалеютХорошенький пример для подрастающего поколения!
Впрочем, Одинец вообще какой-то странный вышел. То он влюблен, то, после небольшой размолвки с невестой, перестает с ней разговаривать и ничем не показывает чувств. Кстати, в книге люди сходятся-расходятся, разводятся, сколько хотят. Я не сильна в истории, интересно, нравы действительно были столь свободными?
Кстати, о примерах, мое внимание привлек маленький эпизод, где староста объясняет план путешествия. Вот что говорит автор о его аудитории:
Если чего сразу не понял, то лучше постарайся сам сообразить, а переспрашивать умей невзначай, чтобы не показать себя глупее других.Не знаю, личное ли это мнение автора или действительно традиции Древнего Новгорода, но этот менталитет сохранился до наших дней и крепко въелся в мое сознание - спасибо советской школе педагогики. Только к середине аспирантуры я более-менее научилась спрашивать, что не понимаю, и то со скрипом. А вот мою подругу, выросшую очень-очень далеко от Новгорода, учили, что задавать вопросы - ее долг перед другими учениками. Если непонятно одному, то может быть непонятно многим. Вот и какой подход, скажите, более конструктивен?
Возвращаясь к собственно тексту, жизнь Новгорода выглядит весьма идеализированно (с поправкой на ценности середины пятидесятых годов). В городе царит полная демократия (ага, в первый и в последний раз на территории России).
Новгородская Правда хороша, по ней жить хорошо.Может и хорошо было, жаль, что недолго.
Зато противники, норманны, описаны как исчадия ада. Автору недостаточно того, что они нападают на Новгород. Нет, это не просто военные и политические противники, это сборище садистов.
Викинги были постоянно настороже, между ними не было братства, товарищества.Да уж куда им, бедным.
Страсть истребления владела добычливыми охотниками.Несколькими страницами ранее новгородцы сотнями ловили и убивали пушных зверей. Но это нормально. А вот у норманнов, у них - "страсть истребления". Когда главный викинг убивает виновных в смерти своего отца, автор говорит, что он "победил, чтобы воспользоваться победой, но не чтобы отомстить". Почему? А его жена? Вы думаете, она принимает участие в сражениях, потому что она смелая, сильная и хочет сражаться рядом с мужем? Не-е. Она просто любит людей убивать. Блажь у нее такая, "прихоть", по словам автора. А вот Новгородцы, они не кровожадные, как викинги, нет. Пусть они убивают сдавшихся в плен, но это в знак милости.
Описания пыток и убийств, между прочим, весьма графические. Не особо уместно в образовательной по замыслу книге, на мой взгляд.
В эпилоге замысел автора проявляется в полной мере. На несколько глав он растягивает описание путешествия викингов по Франции и Британии. Согласно ему, норманны и их потомки - причины всех бед Западной Европы. В то же время
потомки Одинца, <...> и других их братьев из киевских, северских и прочих <...> славянских земель, <...> выплавляли не порабощением, а трудом и дружбой людей всех племен государство-монолит на одной шестой части всего земного шара.Хм, и о каком же это идеальном государстве идет речь?
101,4K