Рецензия на книгу
Презрение
Альберто Моравиа
NataliP20 февраля 2016 г.Роман краха иллюзий
Иногда после путаной неоднозначной книги хочется чего-то понятного, адаптированного к повседневности. Вот только бы не спускаться с той площадки, на которую забросила тебя мысль, а просто шагнуть в сторону и погрузиться в прозу иного свойства, сменить экстерьер, так сказать. И тут очень кстати мне попала в руки психологическая драма "Презрение".
Написанная в 1953г. история рассказывает о расколе супружеской идилии Риккардо и Эмилии Мольтени, молодых жителей Рима. Он - сценарист, грезящий драматургией.Она - красавица "из народа". Он строит идеальный мир, в котором любовь - смысл и двигатель бытия. Она прагматична, и любовь, не подкреплённая материальными благами, это не та любовь, на которую стоит потратить жизнь. Вслед за двумя безоблачными годами брака последовала вереница разочарований в муже, который, как выяснилось, вовсе не так всесилен, чтобы достойно огранить их союз. В душе женщины зреет разлад. Она не плачет, не бьет посуду, даже отдаётся мужу со словами "бери, если хочешь", но мужчина чувствует, что любовь ушла. На протяжении всей книги он пытается понять, в чем причина её презрения, и искренне верит, что можно вернуть утраченное.
Книга читается легко! Здесь нет сносок, параллельно развивающихся сюжетов, большого количества героев. Все очень камерно, напряжённо, психологично. Единственное, с чем советую ознакомиться заранее, это с "Одиссеей" Гомера, хотя бы в кратком изложении. Роман очень атмосферный- на каждой странице чувствуется настроение времени, грядущих 60-х. А какие герои! Моравиа мастер характеров. Его книга оставила ощущение хорошо усвоенной пищи, поданной в элитном ресторане.
А теперь СПОЙЛЕРЫ
Крылатая фраза "противоположности притягиваются" в отношении этих двух людей подходит как никакая другая. Если герой нам представляется мечущимся, рвущим на себе волосы, пытающимся увидеть жизнь в ретроспективе и найти, наконец, ответ на заветный вопрос, повторяющийся чуть ли не на каждой странице: почему она меня разлюбила, то героиня - статична, немногословна и не терзаема духом противоречия. Её чувственность не замутнена лоском интеллекта, аутентична и берет своё начало где-нибудь во временах Гомера, если не раньше. Риккардо трудно сесть и поговорить с Эмилией, выстроить мало-мальски внятный диалог.Постепенно сюжет приобретает почти детективный характер, ведь до сих пор точно не ясно (мне и герою, во всяком случае), что стало причиной презрения? Воспоминания и догадки кружат подобно назойливым мухам. Риккардо вспоминает секундный поцелуй с сотрудницей, свидетельницей которого стала Эмилия и думает, что нашёл причину. Но опять осечка. А настойчивый Баттиста пытается ласково умыкнуть жену из поля зрения мужа. Он, как ведомый телёнок, погрязший в самокопании, не видит очевидного- взгляд жены так жгуч, так многословно молчалив, так трудно поддаётся доступной интеллектуалу логике
Кадр из фильма "Презрение", Франция,Италия, 1963г.Обиды копятся как снежный ком. Но любовь одна, а смотрят они на неё с разных сторон. Риккардо едет в гости к сослуживцу и наблюдает, с каким обожанием смотрит на того жена. Как у этих несовершенных людей в их несовершенном доме царит такая атмосфера? Он чувствует их духовную близость и завидует счастью. Он понимает, что любовь для него - это образ мыслей. Это защищённость, сопричастность, содружество. Ради счастья любимой он влез в долги за квартиру, начал зарабатывать, сочиняя сценарии для кино, а ведь мечтал совсем о другом. Но ради мнимого счастья, неотъемлемым атрибутом которого является материальный достаток, он готов на время отложить свои мечты о драматургии. Он продолжает строить замок из песка, где мимолётом проносится мысль а может, все ему показалось, и она любит его, как раньше - он сам навыдумывал глупостей?
История близится к развязке, и тут конфликт врывается миф об Одиссее
Г.Д.Дрейпер, "Одиссей и сирены", 1909г.Древнегреческий странник, много лет скитающийся в посейдоновых бурях, и ожидающая его спутница, отвергнувшая многих ради одного-единственного мужчины. Автор окунает сюжет в размышления об этом мифе, его интерпретации на современный лад. Сквозь череду сомнительных доводов и анализов Риккардо видит себя на месте Одиссея. Он понимает, что шёл по ложному следу. Что корень всех бед в одной фразе "ты не мужик", принять которую невозможно. Однако Риккардо никак не реагирует на надругательство жены. Можно обвинить его в безволии, перестать сопереживать. Я была близка к этому, но почувствовала, что воля к нему возвращается, конец метания близок.
И вот они на Капри! Одиссея ждёт новообретенного смысла от рук Мольтени, а экраны томятся в предвкушении "Одиссеи 20века". Разлад героя достигает пика, и прекрасные пейзажи Капри, ещё недавно сулящие умиротворение, низвергаются волнами и жарой, отбивающей, по выражению автора, все другие чувства. Капри добавляет книге нужный колорит. Природа все та же, что и столетия назад - дыхание вечности ощущается особенно остро. Реальность и миф становятся опасно близки.
Вилла Манарарте, Капри, Италия, 1937г.Эмилия как образ, как типаж, безусловно, интересна. В её молчании, манере вести себя, в её представлении о жизни много томного, манкого и одновременно гнетущего. Всепоглощающая чувственность надежно забетонирована в стремлении к комфорту. Однако если бы мы не увидели Бриджит Бардо в роли Эмилии, вряд ли мы бы так ярко представили и поняли эту женщину. Чего стоит этот взгляд! Наверно только таким женщинам простительна убийственная фраза ты не мужик. Любовь для неё вовсе не то, что для её мужа, и мне, как женщине, это более чем понятно. Есть у нас в крови стремление к защищённости, и материальная составляющая тут играет не последнюю роль. Для меня любовь-это восхищение. И мужчина непременно должен обладать тотальным качеством, которого мне никогда не достичь. Со временем обрастаешь привязанностью, большей близостью, но то самое, первостепенное качество-это ось, вокруг которой все вращается. Не станет этого качества-рухнет все. Идеал померкнет. Рядом обычный мужчина, ничуть не лучше других, случайный. Придет презрение. Его испытывала Эмилия, поняв, что Риккардо не в состоянии дать ей всего. Что она ошиблась с выбором. Он будто каждый раз доказывал ей это, толкая в объятия Баттисты.
Ближе к развязке мы видим яркие, наполненные живыми красками видения в гроте, нимфу Эмилия, забвение сродни одиссеву. Я понимала, что это лишь сны под убаюкивающий шепот моря, но они были так реалистичны, что хотелось в них верить.
Финал романа лишён эмоциональности. Он наполнен гротеском, пародией на трагедию. Эмилия умерла мгновенно, так же ясно и категорично, как мыслила. Но она успела высказаться, пусть в нескольких словах. И пришло прОзрение...Р.S. А может быть, все гораздо тривиальнее? Герои просто не пережили кризис третьего года! Они молоды-им нет 30 - жизнь пестрит красками. Они не связаны детьми. Просто неохота останавливаться, а поводов броситься в омут холостой жизни всегда много!
О фильме.
Любите Бриджит Бардо? Импонирует эпоха 60-х? Цените минимализм в интерьерах? Спите и видите лазурный берег, ретро-авто и красивую жизнь? Тогда смотрите. Удовольствие ГАРАНТИРОВАНО! Только не ждите от фильма психологизма книги, просто любуйтесь)561,3K