Рецензия на книгу
Джейн Эйр
Шарлотта Бронте
Аноним18 февраля 2016 г.Странным оказалось начало чтения – уже на второй странице я споткнулась. Книга Бьюика «Жизнь английских птиц».
«Там говорилось об убежище морских птиц, о пустынных скалах и утесах, населенных только ими».Диссонансным (во всяком случае, для меня) стало описание виньеток, обрамляющих текст.
«Под впечатлением этих вступительных страниц приобретали для меня особый смысл и виньетки в тексте: утес, одиноко стоящий среди пенящегося бурного прибоя; разбитая лодка, выброшенная на пустынный берег; призрачная луна, глядящая из-за угрюмых туч на тонущее судно.
Неизъяснимый трепет вызывало во мне изображение заброшенного кладбища: одинокий могильный камень с надписью, ворота, два дерева, низкий горизонт, очерченный полуразрушенной оградой, и узкий серп восходящего месяца, возвещающий наступление вечера.
Два корабля, застигнутые штилем в недвижном море, казались мне морскими призраками.
Страничку, где был изображен сатана, отнимающий у вора узел с похищенным добром, я поскорее перевернула: она вызывала во мне ужас.
С таким же ужасом смотрела я и на черное рогатое существо, которое, сидя на скале, созерцает толпу, теснящуюся вдали у виселицы».Этот фрагмент не давал мне покоя всю книгу. Как так.
(Репродукция из переиздания 1805 года: Rare Books School, University of Virginia (с))(Да. Тезисно особенности викторианской литературы Я. Немного. Помню).Но описание жизни (ну, например) тупиков, проиллюстрированное изображениями дьявольских приспешников в свете ущербной луны…
С этим вопросом в голове я и продолжила чтение (повседневная жизнь обычных птичек + дьявол, призраки и бурные прибои…). Что и сказалось на модусе восприятия. На первый план вышли поиски обычного и пограничного. Попытки выявить двойственность: слов, действий, трактовок, восприятия. Где описания попадают в шаблон (привет, природные явления и природа как таковая), а где они его нарушают (из банального: примирения на смертном одре не будет). Фигура Джейн (обыденная «квакерша» и сильфида из лунного света). Ее самоидентификация. То, как ее видят другие: ее мысли/действия и обратная связь от других персонажей. Сны и видения. Финал книги с одной стороны. И финал книги с другой стороны. А вы замечали, что Джейн любит сидеть на подоконниках? Хотя это, наверное, уже общее место.Также под впечатлением от описания виньеток, я весь текст высматривала луны. Как после такого
«призрачная луна, глядящая из-за угрюмых туч на тонущее судно»,и такого
«узкий серп восходящего месяца, возвещающий наступление вечера».Пропустить все оставшееся?
На что книга благодарно предоставляла луны, месяцы и полумесяцы всех видов и сортов.
В конце концов: я перескажу этот сюжет с помощью десяти лун!
В лунном свете видит любовников Мистер Рочестер; под огромной, красной, «как раскаленное пушечное ядро» луной, бросающей свой последний кровавый взгляд на мир, мы слышим проклятия сумасшедшей. Джейн одевается при свете ущербной луны, покидая Гейтсхэд; луна величественно всходит «на потемневшем востоке», а после освещает путь в комнату Элен в ночь ее смерти;
«луна торжественно поднималась все выше, ее лик словно парил над холмами, из-за которых она показалась; и они отступали все дальше и дальше вниз, тогда как она стремилась к зениту, в неизмеримые и неизведанные бездны полуночного мрака. А за ней следовали трепетные звезды; при виде их мое сердце задрожало и горячее побежала в жилах кровь»– ночь встречи с Хозяином;
«когда луна, яркая и полная (стояла ясная ночь), оказалась против моего окна и заглянула в него, ее светлый взор пробудил меня. Была глубокая ночь, и, открыв глаза, я сразу увидела серебристо-белый и кристально-ясный диск. Луна была великолепна, но как-то слишком торжественна»– нападение «вампира»;
«луне еще рано было садиться, а между тем все вокруг погрузилось во мрак» – предложение руки и сердца; «в это мгновение луна показалась между ветвями дерева. Ее туманный диск был багрово-красен; казалось, она бросила мне печальный, растерянный взгляд и снова спряталась в густой пелене облаков»– ночь перед свадьбой;
«Майская луна ярко сияла сквозь незанавешенное окно, так что горящая на столе свеча казалась ненужной <…> Единственная свеча догорела, комната была залита лунным светом»– зов Хозяина.
Лунным светом пронизаны рисунки главной героини. Ее лунную природу неоднократно подчеркивает мистер Рочестер. Так, падение с лошади он объясняет недовольством Джейн (помешал подлунным танцам зеленых человечков); на Луну он отправляется с возлюбленной, аллегорически описывая Адель грядущую свадьбу («Я собираюсь увезти мадемуазель на луну, я отыщу пещеру среди белых долин и вулканических кратеров, и там мадемуазель будет со мной, и только со мной»).
Ну и вишенка на торте (я просто оставлю это здесь):
"Я подняла голову и взглянула туда: вместо крыши надо мной клубились облака, высокие и хмурые; свет был такой, какой бывает, когда за туманами всходит луна. Я ждала, что она появится, ждала со странным волнением, словно на ее диске должен был быть написан мой приговор. И вот она появилась, но никогда луна так не выходит из-за облаков. Сначала я увидела чью-то руку, раздвинувшую траурные складки облаков, затем в голубизне неба появилась не луна, а белая человеческая фигура, склонявшая к земле свое лучезарное чело. Она смотрела и смотрела на меня, она обратилась к моему духу; казалось, она говорит из неизмеримых далей, и вместе с тем так близко, словно этот шепот раздавался в моем сердце:
— Дочь моя, беги искушения!
— Мать моя, обещаю!"А еще это можно читать как сказку. Что текст и позволяет, забрасывая намеками.
360