Рецензия на книгу
Лолита
Владимир Набоков
olgahnr17 февраля 2016 г.Начну со слов одного русского литератора:
Если бы Набокова не интересовали маленькие девочки, то, скорее всего, вас не интересовала бы "Лолита".
Я склонна согласиться с вышеутвержденным. Так точно и цепко описать внутренний мир маниакального герра Гумберта (Гамбурга, Гумбертино, месье Гумбертольди; сколько же там было этих чудных мутаций), с таким надрывом препарировать сознание помешанного на чем-либо человека практически невозможно, не будучи, так сказать, в теме. Я ни в коем случае не хочу преуменьшить талант писателя. Произведение вызывает бурю эмоций, восторг или отвращение, оно провоцирует дискуссию, в конце концов. А уже это само по себе дорогого стоит.
Чем же стала для меня "Лолита". Во-первых и в главных, я не хочу давать оценку поведению Гумберта, рассуждать о его нравственности и морали. Набоков не стал первооткрывателем в плане содержания, далеко нет. Подобные инциденты всегда имели место быть. Во все времена, в любом обществе. Другое дело, что он придал известному содержанию такую прекрасную форму, на которую раньше, да и позже него никто способен не был. И тут "Лолита" внезапно стала для меня подтверждением мысли, которая сидела у меня в голове задолго до того, как я взяла роман в руки. Важнее для внешнего мира не что именно ты делаешь, а как ты это делаешь. Все самое ужасное и отвратительное способно при определенных обстоятельствах выглядеть образцом красоты и божьей благодати. В обратную сторону, при чем, это тоже работает.
Во-вторых, тот образ "Лолиты" (как произведения, так и самой Ло), который сидел у меня в голове, созданный отчасти кино, отчасти современной культурой в общем, пошел прахом. Теперь я считаю, теперь я понимаю, что "Лолита" это никак не "история любви тридцатисемилетнего преподавателя литературы и похотливой малолетки". Вопреки всем моим былым ожиданиям. Нет. Это история болезни, одержимости, страсти, если хотите, разрушенной жизни, безысходности. Но не любви. Гумберт - глубоко несчастный человек с конкретной ярко выраженной проблемой. Лолита - предмет его болезненного обожания, образ в его голове. Долорес Гейз - простой ребенок, маленькая девочка, которую баловали и развращали, которую никто никогда по-настоящему не любил. Не было в ней этой дьявольской порочности, а только вполне естественные для ее возраста любопытство, ребячество, подростковое желание жить полной удовольствий жизнью. Кто-то скажет, вот поэтому и нужно заниматься воспитанием. И будет больше прав. Ведь на замену Долли постепенно пришла Ло, которой та становилась лишь в сознании своего "папочки". Вот он и погрузил её в свой приторно сладкий ядовитый ад.
Так конфетно, клубнично-бананово, очень вкусно и так невероятно пропитано грустью. Мне редко попадалось что-то настолько печальное и безнадежное, утаскивающее в свои глубины без шанса на хороший исход.
Было приятно найти некое созвучие с горячо любимым "Преступлением и наказанием" Достоевского.
Имел место тот самый вопрос "Смогу ли я?", то самое желание найти спасение в ребенке.
Не смотря на вихрь чувств и противоречий, с "Лолитой" мы познакомились с удовольствием. Что ж, выводы сделаны, пробел восполнен.
Но почему-то осадок не отпускает. И голова слегка закружилась, и пересохло во рту.
И язык все еще гуляет вниз по нёбу. В три котореньких шажка, чтоб на третьем толкнуться о зубы.
Ло. Ли. Та.
775