Рецензия на книгу
Владычица Озера
Анджей Сапковский
Escher17 февраля 2016 г.Есть такие циклы, после прочтения последней из книг, чувствуешь разочарование – тебе жаль расставаться с полюбившимися героями, интересным миром и тебе хочется продолжить это книжное путешествие, ну хоть бы еще на одну коротенькую повесть по мотивам. А есть разочарование иного рода – когда тебя, преданного читателя, в конце малость поимели. Если честно, то последней книге хотелось поставить тройку или двойку, но рука не поднялась – все же своеобразная точка в конце длинного и увлекательного повествования.
Все ниженаписанное является исключительно моим субъективным мнением и содержит ударную дозу спойлеров.
Я не буду кричать, что мне хотелось или не хотелось happy end – то, что на него нечего рассчитывать стало ясно еще с первых книг. Но то, как обошлись с героями, вызывает недоумение и даже обиду. Упорно не понимаю, зачем было сливать - а иначе их бесславную кончину и не назовешь – именно тех персонажей, которые тащили на себе последние книги. С большой натяжкой и собственными домыслами, ведь пан Сапковский не удосужился внятно это обосновать, я могу понять причины поведения Мильвы – чуть ли не явное самоубийство, желание Кагыра защитить Цири, вступая в заведомо неравный бой, не имея никаких шансов на победу. Но поведение Региса ставит меня в тупик – это настолько не похоже на тот образ, который сам же автор и нарисовал, что мне просто сложно обосновать его действия. Но самое простое и логичное пояснение такой скорой, буквально в пару строк, бессмысленной и бесславной смерти спутников ведьмака всего одно – иначе сцены с момента появления Эмгрыа были бы не столь драматичны. Сомнительно, что в замке отыскалась бы ванна таких размеров, куда для массового самоубийства можно было запихнуть всех героев, да и не стал бы ведьмак с компанией так просто и рассудительно сдаваться. И какая уж тут семейная идиллия, когда император не оставил бы в покое того же Кагыра, а это еще определенные сцены, которые нужно прописать, последствия, которые нужно продумать – неее, проще убить.
С появлением Эмгрыа вообще страшно повеяло мелодрамой в лучших традициях бразильских сериалов. Его родство с Цири ставит в недоумение уже потому, что ранее по ходу повествования намеков на это попросту не было. Такое впечатление, что Сапковский придумал это максимум к последней книге. Но даже если не заострять на этом моменте внимание, то поведение Эмгыра кажется не менее странным: человек, которого прозвали Белым Пламенем, Пляшущим на Курганах Врагов, тот, кто всегда смотрел на свою дочь как на орудие, способ достигнуть поставленной цели, не претендующий ни на звание отца года, ни на славу человека, склонного к благородным поступкам, и вдруг оказывается, что есть нечто такое, чего он сделать не может. Ну надо же!
Образы персонажей к концу саги становятся самым большим разочарованием. Чего стоит одна Ложа – подозреваю, что тут была немалая насмешка со стороны Сапковского над тщеславными особами, считающими, что им по силам решать судьбу магии всего мира. Пусть так, но неужели Вильгефорц и вправду был настолько могущественным, что десяток далеко не самых слабых магичек так и не смогли найти его убежище?
Пожалуй, оставляю я в покое эльфов, на счет которых так славно проехался Сапковский, как и те «лишние» события и персонажи, на которых многие жалуются – лично мне было интересно почитать о разных взглядах из будущего на основные события, легендарной битве под Бренной, даже о скачках Цири по разным мирам. И перейду к самому главному – Цирилле: наследнице трона Цинтры, Владычице Озера, владычице миров и времени, дочери Геральта и Йеннифер, ведьмачке. Цири - самый спорный персонаж, которого мы только встречаем на протяжении всей саги. Вначале она представлена нам как бойкий, смышлёный и талантливый ребенок, которому трудно не симпатизировать - уж явно не всякий выдержал бы курс обучения у ведьмаков. Потом она превращается в разбойницу, которой нравятся ее новые друзья и новая жизни – полная веселого кутежа, грабежа и убийств. Ее образ теряет всякое очарование и для многих, в том числе и меня, становится отталкивающим. По идее, дальше должна идти еще одна перемена – ее преображение в более взрослую, серьёзную и зрелую особу. Да, я помню сколько ей было лет на тот момент. Но Цири остается все таким же неприятным персонажем, как и с момента ее присоединения к Крысам, и продолжает делать глупости с размахом и основательностью человека, которому уже нечего терять. То, что она добровольно сдалась Вильгефорцу и пыталась, уже будучи в его полной власти, выторговать свободу Йен – у меня в тот момент даже слов не нашлось, а фейспалм грозил прирасти намертво.
Касательно участи главного героя мне и сказать особо нечего. Нашла я данные, что смерть Геральта – способ пана Сапковского сказать «я задолбался, я ухожу» и раз и навсегда покончить с сагой, в которой к концу уже явно чувствуется вымученность. Вполне возможно, что так оно и было. Но это, впрочем, не помешало написать тот же «Сезон гроз» - очень удобный для автора: «Ведьмак. Сезон гроз» — особый роман в истории саги: не начало и не продолжение. Как пишет автор: «Сказание продолжается. История не заканчивается никогда...» Ну здорово же! Можно до бесконечности писать такие романы, которым будут рады фанаты, хоть конец саги от этого не станет ни лучше, ни хуже.
Я прекрасно знаю, что игры, получившие немалую популярность, ни разу не канон и являться продолжением истории попросту не могут. Но, если честно, гораздо приятнее позабыть об этом и позволить себе мыслишку, что так было бы гораздо лучше. Исчезает то гаденькое ощущение, что под конец тебя оставили у разбитого корыта.
Но, несмотря на все недовольство под конец, я все же рада, что приобщилась к этой саге.8229