Рецензия на книгу
Мужики. В двух томах
Владислав Реймонт
Natuly_ylutaN16 февраля 2016 г.Монументально и мистично...
«Ай дану дану дана,
Ай дану дана»Под мелодию развеселого обертаса, под религиозные песнопения ксендзов, в горе и радости, в грехе и божьей милости, с чистыми помыслами и с корыстью на сердце живут люди в селе Липцы. По немногочисленным отсылкам на даты и возраст героев, предполагаю, что действие романа происходит на рубеже веков, в последнее десятилетие 19 века.
Слог романа конечно тягучий и чудесный, как напевы прекрасных полячек. Описания обрядов, поговорки, присказки и другие фольклорные элементы самобытны и очень украшают роман. Я бы сказала – в лучших традициях Гоголя, но это сугубо мое мнение. Природа в романе вообще является отдельным самостоятельным персонажем, настолько живо ее описывает автор.
Структура романа также необычайно интересна. Автор четко показывает взаимосвязанность и взаимозависимость всех факторов, где отдельные части, дополняя друг друга, образуют единый круг жизни. Цикличность во всем: части романа – времена года, с осени по лето; религиозные праздники-рождество, пасха; обряды – сговоры, свадьбы, крестины, похороны; хозяйственные работы – уборка урожая, посев, сенокос, жатва. И люди находятся внутри этих циклов, как в лабиринте, составляют их часть, и нет силы, которая смогла бы разрушить этот цикл жизни.
Сюжет романа притягивает своей внешней простотой строения и красивым поэтичным и благородным слогом, а увлекшись основными событиями, сам не замечаешь как погружаешься в эту интереснейшую, сложную крестьянскую жизнь без остатка. Пытаешься разбирать кто прав, кто виноват, через несколько страниц меняешь свое мнение, потом приходит понимание, что у всех своя правда. Реймонт описывает персонажей, такими, как они бы были в жизни – не плохие и не хорошие – люди как люди, настоящие, без лишних утрирований и возвышений. Сочетание религиозности, отчаянных молитв, строгое соблюдение праздников, ритуалов, постов с языческими обычаями, нарушении заповедей и в мыслях и в делах - дополнительно показывает, что люди, обычные грешные люди, как везде... В романе интересно все – быт, менталитет людей, описание незнакомых обрядов, различия в отношении отцов и детей, отношение к имуществу. Произведение по настоящему монументально, сколько бы про него не написал, все кажется, что главной мысли автора то и не раскрыл.
В процессе чтения меня не покидала мысль о невероятной мистичности романа. «Где ты ее увидела?» - спросите вы. Я отгоняла от себя эту мысль все время, но читая, находила все новые подтверждения своим мыслям, даже грешила на слог, навеявший мне мистического Гоголя.
Ягна, Ягуся – да это же баба Яга в молодости. Настоящая первозданная ведьма. А вы думали, она всегда была горбатой одноногой старухой? Когда баба Яга была девкой, она могла быть только такой манкой, прекрасной, любвеобильной Ягусей. Кстати, если верить сказкам, баба Яга и в почтенном возрасте любит добрых молодцев – красотой завлечь не может – так накормит, напоит, в баньке попарит да и съест с горя.
В том, что Ягна ведьма, сомневаться не приходится. Свадьба – большой ритуал, а что за ритуал без жертвоприношений? И на свадьбе Ягны жертвенный "ягненок" в виде истекающего кровью одного из персонажей имел место быть. Первое соитие с Антеком – хоть без человеческих жертв обошлось, но и зайчика жалко. И вообще, что стало со всеми мужиками Ягны – войт, Антек, Матеуш, не говоря про бедного муженька Борыну, один Ясь побоями отделался.
А как же получилась со столь красивой девки карга - костяная нога и людоедка – читайте роман - все от злобы и зависти людской. Как в другом культовом романе написано: «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня».
В общем и целом роман завораживающий, самобытный, невероятный. Естественно пять баллов и моя любовь навеки. Уже хожу и всем с умным видом советую: «Как, вы еще не читали Реймонта?»18291