Рецензия на книгу
Мужики. В двух томах
Владислав Реймонт
sinbad716 февраля 2016 г.Дело было в Липцах
От людей на деревне не спрятаться,
Нет секретов в деревне у нас.
Ни сойтись, разойтись, ни сосвататься
В стороне от придирчивых глаз.
Для тех, кто не читал книгу, кратко.
14+. Книга мощная, богатая событиями, персонажами, описаниями характеров, конфликтов, природы, жизни, смерти и всего, всего, такого деревенского, народного, кондового. Написана в виде историй разных деревенских жителей от лица их самих или какого-то невидимого наблюдателя, истории очень умело переплетены с годовым кругом народных и религиозных праздников, ярмарок, а также сезонных погодных явлений и крестьянских полевых и домашних работ. Основная нить повествования рассказывает о судьбе отца и сына - Мацея Борыны (старый вдовец) и Антона Борыны(женат) и их любви к Ягне Доминиковой. По эпичности книга напоминает "Тихий Дон" М.Шолохова, но маленько до него не дотягивает, т.к. нет ни Первой Мировой войны, ни Гражданской, - события в романе затрагивают только деревню Липцы. Книга очень хороша для неторопливого вдумчивого чтения. Помогает хорошо убить время при поездке на дальние расстояния, происходящее настолько затягивает, что время пролетает незаметно.
Но, как и в любом эпичном произведении - это только первый уровень.
Кратко по тем мыслям, на которые навело меня произведение.
Второй уровень
В романе показано единство народа и природы, события жизни и смерти жителей деревни сопровождаются соответствующими природными явлениями, например, после смерти Мацея Борыны природа оплакивает его дождем. При изгнании Ягны гремит гром итд. Все живое едино с землей-кормилицей. Владение землей, скотом = богатство. Природа благоволит доброму хозяину, тому, кто заботится о земле и скоте, наказывает нерадивых. Тому, кто нарушает природные законы приходится несладко. Куба решил незаконно поохотиться - умер от заражения и потери крови. Борына решил жениться на молодой - получил измену и в итоге смерть.
Третий уровень
Народ в романе занимает скотское положение. Его удел - тяжелый крестьянский труд, уплата податей, и редкие просветы в виде праздников. Как крестьянин доит корову, так и государство доит крестьянина.
Четвертый уровень
Кастовое расслоение. В романе проведена четкая разделительная линия, между простыми крестьянами и людьми высшего круга - ксендзом, помещиком, начальством. Есть и среднее звено - органист, кузнец, мельник, корчмарь, войт, солтыс - к ним народ относится попроще, но все равно, когда Ягна полюбила сына органиста, будущего ксендза (Не для пса колбаса, как сказала его мать) ее с позором изгоняют из деревни.
Пятый уровень
Разные пастыри. В деревне пастырями (попросту, пастухами стада баранов) выступают два человека Ксендз - представитель католической церкви, больше ругается, стыдит, проклинает, проводит линию правящей верхушки. Рох - представитель польской интеллигенции, ушедшей в народ, возможно революционер, преследуется властями, воздействует на стадо косвенными методами, рассказывает сказки с моралью, учит детей, поучает взрослых, советует, но очень мягко. Пытается пробудить в народе чувство собственного достоинства, пытается настроить народ против помещиков и русского начальства. Обладает высокими моральными качествами, получив от Ганки 500 рублей не исчезает с ними, а действительно помогает освободить Антека.
Шестой уровень
Любовь Яся и Ягны - автобиографический момент? Вот тут у меня возникли большие подозрения по поводу... Ведь В.Реймонт был сыном органиста, так что вполне мог описывать реальные события своей жизни, так как он их видел, или хотел видеть. Возможно для молодого Реймонта такой случай был очень травмирующим опытом, особенно в молодости, первая любовь и все такое... Догадки, догадки...
Седьмой уровень
Что не понравилось?
Во-первых язык персонажей. Возможно, это "заслуга" переводчика, но все деревенские жители разговаривают одинаково, даже еврей Янкель говорит, как обычный селянин - без акцента и характерных словечек.То что все персонажи говорят одинаково, дает ощущение монотонного крестьянского труда при чтении книги - успокаивает, что ли.
Во-вторых, есть ощущение скомканного конца, не раскрыта линия дележа наследства, не понятно что будет дальше с Антеком, какова судьба Ягуси, Ганки... Нужен третий том. Понятно, что автор описал годовой круг, отрезок событий. Но ведь начало есть - значит должен быть и конец. Хотя открытый финал оставляет место для фантазии.
В-третьих (начинаю придираться по мелочам) в книге описано все, что только можно, уход за скотом, полевые работы, домашние хлопоты, но я не понял некоторых физиологических моментов.
1) Мацей Борына бреется в книге один раз - когда был в городе у цирюльника, как бреются все остальные жители деревни? Мне думается, не все они ходили бородатые.
2) Ну допустим, Ягна ходила в ночную вазу, которую ей купил Мацей. Куда ходили остальные жители? Не описаны отхожие места. Ну может для того времени описание в книге отхожих мест считалось делом постыдным, хотя навоза в книге хоть отбавляй - он служит удобрением для земли.
3) Такое ощущение что вся гигиена в книге сводится к утреннему умыванию, и то не каждый житель деревни может этим похвастаться. Бани, как явление отсутствуют - из надворных построек только амбар, хлев, гумно, сеновал итд.
Очень
Хорошо
Картинка для настроения
10185