Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним16 февраля 2016 г.Тяжело. Очень тяжело. И впечатление нелегкое, и читалось непросто. Возможны спойлеры.
Начинала читать я данное произведение 3 раза. И только с третьего вышло дочитать до конца. Очень много лирических отступлений, описаний чувств персонажей на несколько страниц к ряду, описания отдельных предметов аналогичным образом, а также экскурсы в историю. Но это манера повествования Гюго, и к этому просто нужно привыкнуть. У меня это получилось. Кстати, благодаря вот таким историческим вставкам, гораздо ярче представляется жизнь в XVII-XVIII вв., и пропасть между знатью и простым народом.
Книга жесткая, в некотором плане даже прямолинейная. Не так уж сильно приходится углубиться в чтение, чтобы столкнуться с проблемой продажи детей, их уродования, а следом и бросания их на произвол. Все это очень живо описано. Гуинплен продирается сквозь бурю и метель, босыми ногами по мерзлой земле, в одной только матросской курточке (а дальше и вовсе без нее); он стучится в окна и двери к людям, и читатель вместе с ним. И так во всем.
Очень близок мне оказался образ Урсуса. Прежде всего, я понимаю его в том плане, что он решил вести отшельнический образ жизни. Это не значит, что я тоже готова так поступить, но насмотревшись всего, что происходит в мире, иногда ловишь себя на мысли, что неплохо было бы бросить все это к чертям. Иногда я также ворчу на людей, иногда я их в такой же мере ненавижу. Помогаю, хотя и понимаю, что оказываю медвежью услугу. И тут же понимаю, что не могу не любить людей. Во всех нас, пожалуй, есть немного эдакого Урсуса-философа.
Еще считаю, что очень правильно подчеркнута значимость животных в произведении. У меня к ним особое отношение. Так вот, наверное, навсегда запомнилось, что осел, скорее, не глупый, а мечтатель. Да и вообще животное здесь ставится как бы на одну ступень с человеком. Что и демонстрируют Урсус и Гомо.
Очень и очень понравилось в книге то, как противопоставляется знать и народ. И в то же время у них есть схожие черты - за внешним блеском знати кроется в разы больше грязи, чем у низшего сословия. И грязь эта посерьезнее. Чего только стоит их fun, бесконечные интриги, любовники и любовницы, постоянная борьба за власть, за то, чтобы показать себя как можно выгоднее, утереть другим нос - пусть даже ближайшим родственникам. Их желания ярко выражены в примере Джозианы. Когда у нее есть все, но не хватает именно мерзкого уродца в любовниках для полного счастья. Сколько извращения. И стоит ли того такая жизнь? Вот это и есть один из важнейших уроков, который я для себя усвоила из книги. На Гуинплена буквально обрушилось мнимое счастье. Из фигляра он стал пэром с несметными богатствами. И в современном обществе подобное случается. Человек вроде бы стремится-стремится достичь определенного уровня, в его руки попадает счастливый билет, но, достигнув вершины, он стремглав падает вниз. Хоть Гуинплен и понял, что его счастье совсем не в богатстве и не в титуле лорда, но все же плата за временное колебание вышла слишком дорогой.
Из этого же романа я вынесла отдельным пунктом мысль о том, что никогда нельзя терять головы. Как бы банально это ни звучало, но старый друг лучше новых двух. Поверив незнакомым людям, пойдя у них на поводу, Гуинплен навлек на себя и на окружающих его близких беды. На деле же для света, к которому он должен был относиться с рождения, он был и остался никем. Им попытались воспользоваться в собственных интересах. И не менее важно также оставаться человеком, достигнув высот.
Не стану останавливаться отдельно на образах Деи и Гуинплена. И без меня здесь об этом писалось n-ное количество раз. Само собой разумеется, что эти двое не смогли бы жить друг без друга. Но до последнего я думала, что умрет только Дея, и совсем не ожидала, что Гуинплен в конце так поступит. В итоге, жаль всех четверых, каждого по-своему.
В завершение приведу цитату:
Маска вечного смеха на моем лице – дело рук короля. Этот смех выражает отчаяние. В этом смехе – ненависть и вынужденное безмолвие, ярость и безнадежность. Этот смех создан пыткой. Этот смех – итог насилия. Если бы так смеялся сатана, этот смех был бы осуждением бога. Но предвечный не похож на бренных людей. Он совершенен, он справедлив, и деяния королей ненавистны ему. А! Вы считаете меня выродком! Нет. Я – символ. О всемогущие глупцы, откройте же глаза! Я воплощаю в себе все. Я представляю собой человечество, изуродованное властителями.
Человек искалечен. То, что сделано со мной, сделано со всем человеческим родом: изуродовали его право, справедливость, истину, разум, мышление, так же как мне изуродовали глаза, ноздри и уши; в сердце ему, так же как и мне, влили отраву горечи и гнева, а на лицо надели маску веселости.Это именно то воплощение Гуинплена, которое стало для меня наиболее глубинным в произведении. Человек, который смеется. Народ, который смеется сквозь слезы.
Практически все проблемы, поднятые в книге актуальны по сей день. Она вызывает уйму мыслей. Это - классика в чистом виде. И хотя она местами неоправданно затянута, я не могу поставить что-то ниже "пятерки". Несомненно, эта книга оставила четкий след в моей душе. Спасибо, Виктор Гюго!
957