Рецензия на книгу
Иуда Искариот
Леонид Андреев
Аноним15 февраля 2016 г.Трудно представить, что эта повесть, вызвавшая столь полярные точки зрения у современников, когда-нибудь станет классикой какого-либо жанра; она уникальна хотя бы в силу смелости авторского замысла.
Эта смелость нашла свое отражение даже в названии повести, весь центр тяжести которого смещается к слову «и другие». «И другие» – это апостолы и, страшно сказать, сам Христос. Андреев все переворачивает с ног на голову: он пытается реабилитировать ставшее нарицательным имя Иуды, переложив вину в предательстве на апостолов и народ, которые ничего не сделали для спасения Христа.
Иуда и Христос. Предатель и жертва. Постоянно кривляющийся и лгущий, отвратительный и в то же время жалкий рыжий иудей с одной стороны и безгрешный Христос, царь Иудейский, само воплощение правды и красоты – с другой. Так веками их представляли себе люди и точно так же, казалось бы, изобразил их и Андреев. Он даже усилил черные штрихи в образе Иуды, сделав контраст еще более вопиющим. Но это был лишь мастерски исполненный адвокатский ход, выполненный для некого вуалирования столь шокирующе обнажающейся «действительности».
Андреев изображает Иуду трагически расколотой личностью, в которой, с одной стороны, уживается мелочная бесовская личина, а с другой – титаническая в своем дерзновении личность, способная бросить вызов самому Богу. Это уже не тот Иуда, который предает Христа за жалкие тридцать сребреников; андреевский Иуда словно воплощение самого дьявола, чему находится косвенное подтверждение в тексте: «А кто был мой отец? Может быть, тот человек, который бил меня розгой, а может быть, и дьявол, и козел, и петух»,– говорил Иуда. Но и Христос, и Предатель – сыны человеческие.425