Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Алхимик

Пауло Коэльо

  • Аватар пользователя
    Holly12312 февраля 2016 г.

    Всегда (не)полезная философия

    "Алхимик" Коэльо попался мне под руки случайно в книжном магазине; несколько дней назад он же попал в список литературы, которую я должна-таки прочитать, поэтому книгу сию я решила не откладывать в дальний ящик и прочесть. Многие люди рассказывали мне востороженным тоном о том, сколько истин можно услышать и узнать в этой книге, и, соблазнившись, я садилась за книгу если не с огромными, то хотя бы с приемлемыми ожиданиями. Казалось бы, она могла меня порадовать или хотя бы оказаться скромным вкладом в определённый багаж знаний, но...
    Или это я не понимаю Коэльо до такой степени, что даже чувствую себя глупой, или действительно буквально каждую страницу этой книги я уже однажды читала, только всё это было рассыпано многими цитатами по разным книгам. Да, определённо, когда мне говорили, что тут можно встретить идеальное сочетание мировых мудростей, я зря не приняла это прямо. Потому что сочетание здесь было - целое собрание цитат, часть которых одолжены в одном произведении, часть - в другом, и всё это перемешано, перекручено, пересыпано очередным набором слов.
    Неприятно так говорить о книге, но, собственно говоря, она показалась мне водой, в которую ещё и вмешали песок, а после попытались сделать из этого однородную массу. Но песок - не болото, осел на дно и забылся, а вода осталась. И всё б ничего, если бы песок был свой. А песок чужой, у покойного соседа был хороший, да со временем немного попортился, а то и только с тем соседом ассоциировался. В общем, проблема с песком, ещё и серьёзная.
    Если же перейти конкретно к книге и стараться не рассыпаться оскорблениями и грубостями...
    Персонажи. Мне стыдно говорить об этом, но, прочитав книгу и проснувшись на следующий день утром, я не помнила их имён. Сейчас, когда более полугода прошло с момента чтения, но впечатления никуда не пропали, я их помню, но персонажи всё равно оказались серыми, вялыми, фоном на общей картине бессмысленности. Они вроде бы и были, вроде бы и куда-то шли, у них даже были определённые цели во время этого длительного похода по жизни, вот только от этого никому, и самим персонажам тоже, легче не стало. Захотелось просто вычеркнуть их из памяти. Зато персонажи много говорят о философии и часто познают мудрости; правда, эти мудрости можно узнать в каждой сказке, ведь "добро побеждает зло", "надо ждать" и "надо идти к мечте" тут прокручено в миллиарде вариаций, но почти ни одна из них не подтверждена животрепещущим примером. Правда, животрепещущих примеров здесь не было и вовсе; мне хотелось развернуться спиной к этому дивному списочку и больше даже не смотреть в его сторону. К огромному сожалению, не нашла я тут ни одного яркого образа, ни в характерах, ни даже во внешностях - а второе начинаешь искать, когда первого нет.
    Сюжет. И вновь в голове возникает жуткое желание закричать: "А он тут был?". Потому что не было. Потому что от сюжета тут осталась только философия; от философии - просто переписанные фразочки, а они, как известно, совершенно никакого удовольствия не приносят, напротив, хочется книжку закрыть. Могу сказать с уверенностью - ну, нет тут сюжета.
    Язык повествования. Обычно я хорошо отношусь и к простым, незатейливым текстам, когда книга задумана ради простенькой любовной линии и пары магических или детективных проблем, и к серьёзной, вдумчивой литературе, где надо над каждой строкой включать голову, и к чему-то среднему - то есть, уже не классике, может, уже и немного под другую аудиторию, но написанными хорошим языком, и проблемы не кажутся простенькими, и смысл, вопреки тому, что писали наши современники, очень и очень сильный. Как говорится, не всё то хорошо, что в классике, и не всё то плохо, что написано год назад. Так вот, тут не было ни первого, ни второго, ни третьего. Вроде бы и не простой язык повествования, но он и не сложный. Он излишне витиеват некоторыми местами, а некоторые страницы, напротив, бессмысленны и лишены даже того стандартного для Коэльо набора философии.
    Говоря своё личное мнение, я могу радикально заявить, что эту книгу больше никогда не открою и читать её не стану - увы, но она совершенно мне не нравится. Относительно тех, кто от неё в восторге - у каждого свои литературные вкусы. Но, опираясь на собственные чувства после прочтения, могу сказать с точностью, что я ещё никогда не встречала такого огромного набора переписанных простых истин.
    Никогда не возьму цитату Коэльо в качестве эпиграфа - она-то может быть и красивой, но потом ещё полдня ходи и угадывай, какому из тысяч плагиатов этого писателя пособником стала, или гадай, кого на самом деле в авторах цитаты писать. Ведь можно в свой текст одолжить ну одну, ну две, ну десять, но они явно не должны составлять более пятидесяти процентов текста, особенно если остальные пятьдесят процентов - это так, попытки описаний.
    Увы, но больше единицы из пяти рука поставить не поднимается.

    11
    45