Рецензия на книгу
Северное сияние
Филип Пулман
Аноним10 февраля 2016 г.Книжный Вызов-2016. IV-1. Филип Пулман "Северное сияние"
До двух последних глав я была готова поставить книге четыре звезды. Сейчас больше трех выжать из себя не могу.
В общем и целом от "Северного сияния" остается еще более сложное и противоречивое ощущение, чем от фильма "Золотой компас", который и отдельно-то от книги был страшно путанным, да еще, как выясняется, и половину смысла вообще потерял.
У Пулмана отличные описания, яркие, живые, легко себе представляемые даже для слабого воображения. Однако они перегружены, слишком много слов, слишком много эпитетов, сравнений, оборотов. Так что в итоге дивное описание превращается в километровую простыню, в конце которой очень трудно вспомнить, что было в начале. Однако повествование неровное, оно недостаточно удерживает внимание. Честно говоря, уже к середине книги мне слегка поднадоело постоянно терять-находить интерес к ней.
Что касается Лиры. Лира - тот самый случай персонажа, к которому сегодня принято не совсем правильно применять термин Мэри Сью. Это одиннадцатилетняя девочка, буквально в считанные мгновения научившаяся пользоваться устройством, которым без толстенного талмуда с инструкциями не умеет пользоваться никто в мире. Одиннадцатилетняя девочка, которая внезапно разбирается в сложной политике и психологии существ, о которых впервые в жизни услышала несколько месяцев назад. Честно говоря, совпадений и удач у нее слишком много, чтобы смахнуть это все на хорошую интуицию.
С другой стороны, да, Лира - необыкновенно сильный духовно персонаж, и, честно говоря, как она за события только одной книги, увидев столько смертей, обмана, предательств, крови, не свихнулась, для меня остается загадкой. Такие страшные вещи, как, например, битва двух панцирных медведей, ужасающее, кровавое, омерзительное дело, у Пулмана описываются так легко, что кажется: да что такого? Но, если задуматься, у любого одиннадцатилетнего ребенка на душе после такого зрелища останется уродливый, ужасающий шрам.
Наука, вырастающая из религии, религия, вырастающая из науки - одно сложное месиво, постоянно меняющее форму, переходящее из одного в другое. Это тоже далеко не для понимания ребенка. Не говоря уже о том, как для меня, с моим отношением к религии и церкви как к институту, трактующему законы жизни, вся теория Серебристой Пыли, "первородного греха" и так далее звучит довольно бредово и выглядит скорее как идеи сумасшедших фанатиков. И вот во всем этом - под этим перекрестным огнем из власти, ненависти, религии, страха перед неизведанным - и пойманы несчастные, ни в чем не повинные дети, которые в этой истории просто мрут пачками.
Наверное, смерть Роджера сломала меня чуть сильнее, чем я этого ожидала.
Обиднее всего то, что в этой истории есть действительно яркие, живые, сильные персонажи - такие как Фардер Корам, Джон Фаа и Йорек Бьернисон. Есть свежие, неожиданные идеи, вроде альмов. Есть резкие повороты сюжета, есть увлекательные сцены и живые диалоги.
Но есть и скучнейшие разговоры, повторения пройденного. Есть такие персонажи, как лорд Азриэл и миссис Кольтер. Люди, которым не веришь с первого их появления на странице. Последняя сцена между ними у кого как, а у меня вызвала абсолютно тошнотворное отвращение.
И слишком уж много в ней правды о человеческой натуре.664