Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мужики. В двух томах

Владислав Реймонт

  • Аватар пользователя
    Marina-P10 февраля 2016 г.

    Языческая легенда


    Достаточно взглянуть на генеалогическое древо греческих богов, чтобы найти на нем практически всех центральных персонажей Владислава Реймонта.

    Ягна — Афродита. Прекрасная, влюбчивая и влюбляющая.
    Мацей — Зевс. Старший, крепкий, умный, хозяйственный, грозный.
    Ганка — Гера. Жесткая, сильная и властная, жертва измены, мстительница но и мать — заботливая, любящая и прощающая.
    Ягустинка — богиня раздора Ата.
    Витек — Аполлон. Творческий, созерцающий, целитель, пастух.
    Антек — Арес, сын Зевса, который непрерывно воюет со своим отцом.

    Главными в этом пантеоне остаются Кронос (Хронос) — время, Уран — небо (погода), Гея — мать-земля.
    Они — центр, идея всего. Все, что делают герои книги, обусловлено временем и подчинено его циклу. Все делается ради обладания землей и милости неба. И все же милость остается неподвластной ни обрядам, ни молитвам, ни жертвам и священным войнам, а обладание — привилегия немногих, и выпустить ее из рук не хочется никому.

    Так же, как и мифы о жителях Олимпа, «Мужики» читаются легко и увлекательно, потому что его герои ничтоже сумняшеся следуют своим архетипам. И поступки их, даже самые, казалось бы, аморальные — блуд, покушение сына на отца, воровство, убийство, описываются автором безоценочно и отвлеченно, даже эпически. Читаешь и понимаешь, что это часть легенды, мифа. Так должно быть.

    Богатые описания природы у Реймонта пропускать не хочется совсем. Безусловно, Реймонт — пейзажист космического уровня. К тому же, природа у него такое явное зеркало его персонажей. Герои книги чувствуют сильно, ярко, искренне. Их мощная душевная энергия не знает никаких преград. И в то же время, они, как природа, переменчивы и отходчивы.
    Своеобразное жертвоприношение автора природе — гибель персонажей, на нее покусившейся, Кубы и лесника. Ведь природа тоже божественна, почему бы и нет?

    Не забывает автор и о тотемных животных. Как у в других славянских народов, здесь это корова. Со смерти коровы Мацея начинает книга и не покидает ощущение, что ее смерть и несет череду бед в Липцы. Коровам же скармливаются облатки в сочельник. О расставании с ними рыдают в голос, а появление понимается как чудо, божья милость.

    Всему этому язычеству не противоречит и христианство. Как еще одно языческое божество, Иисус (и его жрецы) задабривается молитвами, жертвоприношениями и обрядами. О нем сочиняются сказки и им же запугивают с амвона.

    А еще героев книги не оставляют души умерших. Люди в деревне помнят о них, слышат их шаги, видят следы их присутствия и делятся с ними хлебом.

    От других крестьянских романов "мужиков" отличает то, что с самого начала автор не указывает год, когда происходят события в деревне и не пытается привязать их к политическим событиям того времени. Они упомянуты только вскользь, полунамеками и совершенно не меняют общую картину человеческого бытия и характеры архетипов. Потому что вся книга — это легенда. И события в ней закольцованы, как смена сезонов и вечны, как бессмертные боги.

    36
    488