Рецензия на книгу
Lady Chatterley's Lover
D. H. Lawrence
Аноним7 февраля 2016 г.Как не надо говорить о любви
Есть книги, которые сопровождают нас как читателя весь путь, упоминания о них витают вокруг как завитки дыма.
Для меня роман Лоуренса был именно такой книгой. И когда мне посоветовали его прочесть в рамках литературной игры, даже обрадовалась. Я ожидала от книги изящного слога, интересных персонажей. И ничего этого не получила.
Моя рецензия будет состоять из двух голосов.
Голос разума
Я допускаю, что для середины 20 века книга была очень актуальной и нужной. Говорить о сексуальности человека тогда было не принято. И автору можно поставить в заслугу то, что он на это решился. Не принято было говорить и о проблемах в семье. О том, что семейная жизнь -это не только радости и тихие вечера у камина.
Возможно, из-за того, что одним из первых задел в художественном произведении проблематику семьи и секса, Лоуренс и заслуживает почетного места в истории литературы.
Голос души
Но сейчас есть множество прекрасных художественных и научных книг о семье, психологии отношений и сексуальности. И вот на этом фоне книга становится откровенно странной и унылой.
Героине романа Констанции Рид 27 лет. Она, по утверждению автора, молодая, несколько простоватая, но очаровательная женщина. Так почему она выражается как старый толстовец с геморроем?! Нудно, велеречиво и сухо.
И я просто не могу понять ее "драму". Она замужем за Клиффородом Ридом, который богат, молод, успешен, содержит и любит свою жену. Есть только одно "но"- Клиффорд парализован. И автор, вместе с Констанцией, думает, что он не состоятелен как любовник. Констанция в этом убеждена, но она даже не проверяла. Записала мужа в импотенты и исполнилась к нему брезгливости. А Клиффорд просто не хотел себя ей навязывать.
Констанция не любит мужа, но спокойно живет на его деньги, регулярно и со вкусом страдает от того, что "муж погубил в ней женское естество". В попытке что-то исправить заводит интрижку с другом мужа. Но и Микаэлис ей не хорош, слаб, не мужественен. При этом Сама Конни проявляет себя как эгоистичная и грубая любовница. Ей и в голову не приходит, что о мужчине тоже нужно позаботиться. Не умеет она этого ни в жизни, ни в постели.
Метания эротического свойства перемежаются у Лоуренса с обличением индустриального общества, с превознесением патриархального уклада.
Но, вот новый поворот сюжета. У Конни случается интрижка с егерем Оливером Меллорсом. Она в него влюбляется и начинается... романтическая история? Нет! Начинается удвоенное нытье о несовершенстве современного мира и человека. Отвратительные в своей физиологичности описания секса. У Лоуренса секс неизменно фаллический, связанный со страхом и агрессией, очень патриархальный, животный. В книге высказывается мысль о том, что женская и мужская сексуальность отличаются, но дальше этого дело не идет. Мы видим сексуальность только глазами мужчины. А Конни играет роль куклы из секс- шопа. Ее " пронзают", в нее "изливаются". Мысль о том, что женская сексуальность может обходиться без мужчин, вызывает у автора негодование. Он называет однополые отношения " порочными" и "больными".
А дальше больше. Тут уже надо цитировать.
ей было поначалу немного страшно и даже неприятно; но скоро она снова погрузилась в слепящую пучину чувственного наслаждения, запредельного, более острого, чем обычные ласки, но минутами и более желанного. Чуть испуганно она позволила ему делать с собой все; безрассудная, бесстыдная чувственность как пожаром охватила все ее существо, сорвала все покровы, сделала ее другой женщиной.Прекрасная картина, нечего сказать! Автор к месту и не к месту употребляет слово "чувственность", но ее здесь как раз и нет. Есть унылая е**я. При этом исключительно мужской взгляд на нее.
От
рыцарь пылающего пестикаменя слегка затошнило и захотелось помыть голову. Изнутри.
И чем же кончается эта прекрасная история? А ни чем. В финале пшик.
Я честно пыталась увидеть хоть что-то хорошее в книге и не смогла.9174