Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Русский язык на грани нервного срыва

Максим Кронгауз

  • Аватар пользователя
    LoraG26 мая 2010 г.

    В последние годы наш язык меняется все быстрее и все сильнее. Эти изменения у разных людей вызывают разные эмоции – от резкого неприятия до восторга от новых интересных игрушек, с помощью которых можно сделать свою речь более яркой и модной. Чаще всего такое отношение определяется образованием, возрастом, грамотностью и профессией. Изменения в языке происходили всегда, всегда появлялись новые слова или изменялся смысл существующих.



    После перестройки мы пережили минимум три словесных волны: бандитскую, профессиональную и гламурную, а в действительности прожили три важнейших одноименных периода, три, если хотите, моды, разглядеть которые позволяет наш родной язык.


    Иногда новые слова одалживаются у других языков (мышь компьютерная), иногда придумываются (@ как символ электронного адреса называют собачкой только в русском), иногда подбираются по звучанию (хомяк - домашняя страница home page). Новые слова появляются благодаря ярким метафорам (крыша). Частенько поражает их точность и лаконичность (достать, наезд, зажигать).
    У слов, как и у людей, есть свой характер, своя популярность, свой престиж. Каждая профессия или сфера жизни создает свои слова. В качестве примера можно вспомнить язык рекламных объявлений, интернет-орфографию, профессиональные жаргоны. А употребления новых или незнакомых слов вызывает проблемы с пониманием. Жаргонных словечек полно в текстах, предназначенных для массового читателя. А массовый читатель совершенно не обязан их знать и регулярно на них спотыкается.



    Все рассмотренные процессы сошлись в русском языке в одной точке – в одном слове. Это слово – пиар (PR), слово, которое не узнают иностранцы. Оно уже не воспринимается как аббревиатура и активно вступает в отношения с другими словами, приставками и суффиксами. Это слово сильно расширило свое значение и из узко профессионального стало поистине национальным. Фактически слово пиар может относиться к любому факту навязывания своего мнения, к любой манипуляции чьим-то сознанием с целью создания мнения..


    Изменился и речевой этикет – в сторону европейского. Изменился телефонный этикет. Этикет электронного письма окончательно еще не сложился (как правильно начинать эл.письмо – с обращения или приветствия?) Смайлики соответствуют эмоциям – т.е. устной речи. А в ходе интенсивной электронной переписки все вежливые слова, как правило, постепенно теряются, т.к. замедляют процесс.
    Порча интернет-орфографии стала безумно модной и почти обязательной. Во-первых, отсутствие орфографии скрывает неграмотность автора. Во-вторых, у слова появляется дополнительная выразительность.



    Но здесь-то и кроется опасность. По-настоящему неправильно могут писать только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как писать правильно, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение. Так, мне очень трудно поверить в то, что неграмотный человек мог бы написать «превед, кросавчег!» (лучше, впрочем, было бы кросафчег), потому что сделаны почти все возможные ошибки, причем каждый раз выбирается более неестественная с точки зрения произношения буква.


    А в конце книги автор дает простой совет



    Нам же, то есть тем самым простым обывателям, следует просто с уважением относиться к русскому языку (да и к другим тоже). И без особой нужды ничего не менять. Так как-то спокойнее будет.

    11
    58