Рецензия на книгу
Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана
Олег Дорман
Аноним30 января 2016 г.Даже очень плохие ситуации могут неожиданно обернуться совсем другой стороной и привести к хорошему...
Общая оценка: 10 из 10 баллов.
Примерное время на прочтение: не замечаешь часов, когда читаешь
"Больше всего мне хотелось бы передать, что нужно надеяться и верить в то, что даже очень плохие ситуации могут неожиданно обернуться совсем другой стороной и привести к хорошему. <...> надо верить, надеяться, и постепенно многое может оказаться с другим знаком."Есть такие книги - сокровища, чёрные дыры в книжной вселенной, которые обладают настолько мощной энергетикой, что всё вокруг подчиняют своему времени и пространству... Ты открываешь обложку и с первой же секунды понимаешь, что всё, на ближайшее время ты будешь лишен покоя, сна, вся остальная жизнь отойдет на второй план, всё вокруг будет лишь помехой к тому, чтобы снова уткнуться в книгу и унестись в её мир. Обнаружить такую книгу - необыкновенная удача, и именно на таких книгах держится мир чтения, и все любители чтения - это те, кому посчастливилось найти такого рода книгу.
Казалось бы, внешне эта книга ничего подобного не обещала. Более того, если рассматривать книгу с точки зрения маркетинга, то она практически ничем не цепляет: на обложке фотография девочки и надпись: "Жизнь Лиллианы Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана". Лично для меня эта надпись не несла никакого смысла. Фильм я не смотрела, кто такая Лиллиана Лунгина не знала, про режиссера Олега Дормана ничего не слышала. И все-таки где-то в подкорке у меня возникло то ли ощущение, то ли воспоминание, что эта книга хорошая. Прямо в духе Платона - "знание - это припоминание", что душа наша уже всё знает, ей всего лишь нужно вспомнить. И вот я, абсолютно без всяких предположений, открыла первую страницу. Очнулась на середине книги в глубокой ночи, поняв, что на следующее утро на работу. Такое у меня редко бывает, это показатель ОЧЕНЬ хорошей книги. А когда я дочитала, то целый день потом ходила как после удара обухом по голове - так много пришлось думать, "вести большую внутреннюю работу", как говорит автор. Вот так, под неприметной обложкой живёт огромной красоты книга.
Не думала, что жанр автобиографии может быть так интересно представлен. В книге есть сюжет про подругу Лиллианы, которая выжила на зоне только лишь благодаря таланту рассказчика. А после прочтения я думаю, что Лунгина была не только замечательным переводчиком, которая в числе прочего открыла для советских детей Астрид Линдрген, но и прекрасным рассказчиком. В этой книге много всего удивительного, но один из самых впечатляющих фактов, что эта устная речь Лилианны Лунгиной одноименного автобиографического фильма. То есть по сути это запись её речи, произнесенной на камеру, которая потом была издана в виде книги. И тот уровень речи, который представлен, не может не поражать. В том выборе слов, выражений, фраз чувствуется тончайшая, порой неосознанная, личная работа Лунгиной.
Вопрос, который всегда меня интересовал - насколько человек является продуктом окружения, исторического времени, в котором он живет, а также внешних обстоятельств (в социологии это проблема взаимодействия агента и структуры), затронут Лунгиной в каждой строчке её воспоминаний. С одной стороны, она действительно жила в очень непростое время как для мира, так и для СССР, когда произошло две мировых войны, а в нашей стране происходил ещё и огромный социальный эксперимент, которому сопутствовало множество человеческих катастроф. С другой стороны, через призму этого сложного времени, Лиллиана рассказывает о своей, личной жизни, в которой прочитывается её характер, её отношение ко всему происходящему. И удивительнейшим образом эта личная жизнь как зеркало отражает жизнь всего общества, хотя, конечно, основной круг её общения лежал в интеллектуальной его верхушке, что, тем не менее, не спасло её от некоторых бед и жизненных сложностей. Отрывок, посвященный её жизни во время Великой Отечественнной войны в Набережных Челнах, затронул меня больше всего. В нём показана в полной мере вся её жизненная стойкость и оптимистичная позиция:
"Даричев меня спрашивает: ты лошадь запрягать умеешь? Я говорю: господь с вами, откуда мне уметь запрягать лошадь? - А без этого здесь нельзя, ты должна ездить в другую деревню, в другой колхоз и собирать данные. - Я говорю: ну хорошо, покажите как. В общем, не так уж безумно сложно. и буквально на второй или третий день, дико волнуясь, потому что я боялась, что она распряжётся...я не понимала...я вообще ничего не понимала. Ну представляете, такая городская девочка, да еще и с парижским прокладом, вдруг по этим диким лесам едет в какую-то татарскую деревню <...> Мне перепрягли лошадь, поехала назад. В какой-то момент она остановилась, и я не могла ее сдвинуть с места. Вот стала и стоит. А что мне с ней делать? А там леса глухие, страшно. Стало темнеть. Гул какой-то пошел, ветер. Я думала, что сойду с ума, если останусь тут ночевать. Уткнулась ей в плечо, плачу, ну не знаю, ну что мне делать? И вдруг она пошла. И кое-как мы с ней дошли домой. Мне помогли её распрячь, я с трудом еще все это делала. Но потом, между прочим, хорошо научилась, это оказалось совсем не сложно. Вообще все достигается упражнением - это великая формула. Помните у Булгакова? "Как вы ловко опрокидываете! - Достигается упражнением". Так вот, все достигается упражнением. Оказывается, может такая французско-еврейско-русская девочка и лошадь запрягать, и ездить, - все может".Богатство её жизненного опыта и проживания абсолютно в разных обстоятельствах (в детстве, когда её родители переезжали, расставались, потом вновь соединились, Лиллиана сменила несколько школ в разных странах) дали ей особую оптику и взгляд на мир. Здесь в полной мере воплощается в жизнь фраза о том, что "путешествия - это маленькая жизнь". А у Лунгиной это были не просто путешествия - это были многочисленные смены образа жизни, уклада, языка, окружения. И к тому моменту, когда среднестатистические подростки приходят в 5-6 класс практически с тем же окружением, который был у них до школы (знакомые со двора, с детского сада), Лиллиана обладала таким жизненным багажом, которым не может похвастаться иногда даже 40-летний человек. Из-за необходимости постоянно выстраивать заново отношения, она выработала (как это сейчас говорят) хорошие коммуникативные навыки, что впоследствии воплотилось в поистине богатую социальную жизнь. Не зря в конце книги она, кроме своих детей, в качестве главных итогов жизни называет круг людей, с которыми она общалась - а туда входили многие теперь известные на весь мир люди.
Поэтому эта книга ценна не только с художественной точки зрения, но и с точки зрения описания событий, происходивших в России с 30-хх годов XX века - непростых, неоднозначных. Несмотря на то, что Лунгина приводит несколько эпизодов в жизни, в которых творилось зло, несправедливость, она ни на миллиметр не уходит в назидательный или жалующийся тон. Эта книга учит тому, что никогда не нужно опускать руки - и эта мысль вынесена в самую первую её главу. А еще буквально каждая страница пропитана любовью автора к жизни, к детям, к друзьям, к супругу. Последняя, кстати, заслуживает отдельного внимания, ведь часто семейной жизни в советской литературе уделено катастрофически мало внимания - есть только интересы государства и отдельный человек, готовый отдать всё во имя этих интересов. В воспоминаниях Лунгиной столько нежности и любви к своему партнёру,которая была на протяжении всей жизни, что на душе становится радостно от того, что такие случаи, когда "один раз - и на всю жизнь", всё-таки существуют. Было смешно читать отрывок про слова их нянечки Моти:
"Она не выносила, когда мы с Симой в ее присутствии говорили друг другу ласковые слова или как-нибудь выражали свою любовь. "Никак не повзрослеете - говорила, - все целуетесь да милуетесь, взрослые люди себя так не ведут. Это жениху с невестой пристало шуры-муры разводить, а вы уж сколько лет женаты- стыдно! Глаза бы мои не глядели!".Я думаю, что неслучаен тот факт, что она так мало прожила после смерти её супруга - Семёна Лунгина, так как не стало её самого любимого человека и, судя по всему, самого близкого друга (хотя друзей у нее было очень много). Только в конце книги можно почувствовать её горечь и боль разлуки - в её словах о том, что вместо дорогих людей приходят пустоты, которыми нечем заполнить. На этих словах я чуть не разревелась, и остановил меня только финальный абзац о том, что жизнь - она непростая, сложная, но замечательная, и что в ней всегда больше хорошего, чем плохого.
Замечательная книга.
"Вот, пожалуй, и все".АН
ps. Кстати, сейчас на planeta.ru можно поддержать фильм, чтобы его ещё раз показали на федеральных каналах, давайте сделаем это!
898