Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лолита

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    SempekSixteenths30 января 2016 г.

    Ищут, ищут Долорес Гейз...

    Свет жизни и огонь чресел загадочного господина Г. Г. - Лолита, застывшая в одноименной книги Владимира Набокова, словно ящерка в кусочке янтаря. Когда-то она жила миндальной полной жизни девчонкой ( а я не сомневаюсь: в нашем измерении на нашей планете действительно бродило это инфернальное создание.

    Являлась ли она грешной страстью самого ловца бабочек или кого-то из его знакомых, или  персонажа каких-то сплетен - не столь  важно, как сам факт существования несчастной и одинокой девочки, которая увяла в самые прекрасные годы юности, не успев расцвести. Судьба не дала ей возможности полностью прочесть книгу жизни, а принудила довольствоваться кратким содержанием, занявшим вместо семидесяти-восмидесяти всего семнадцать лет. Почему же маленькую американочку постигла так прискорбная участь?

    На мой взгляд, было бы отнюдь несправедливо целиком и полностью возложить вину на романтика, извращенца и аристократа - профессора Гумберта Гумберта, поскольку не он стал причиной падения маленького прекрасного ангела. Не могу не согласиться с мнением Розанова о том, что первым развратителем Лолиты было именно американское общество. Общество бескультурье и вседозволенности. В процессе чтения романа мы неоднократно замечаем порой жутковатые инсталляции заокеанского мотельного мира. И Долорес является, в сущности, типичным представителем своего "племени". Необразованная, брезгливо косящаяся на классическую литературу, читающая исключительно комиксы и модные журнальчики, поглощаюшая тонны конфет и мороженного, бросающаяся на каждую рекламную вывеску, точно оголодавший пёс на кусок мяса.  
    «Она была идеальным потребителем, субъектом и объектом каждого подлого плаката.»
    Долли с рождения была обречена, за неимением возможности скрыться от системы массового потребления и угреватых дружков, воспринимающих половую близость будто интересную шуточную забаву, помогающую от прыщиков на лице.

    Тем ни менее главной трагедией Лолиты оказалась проблема не морали, а семейных отношений. Другие ребята, каким бы развращенным утехам они не прибегали, могут заручится родительской любовью.  А что же  с нашей Ло? Ее, к сожалению, никто не ждёт в родном доме, её комната отдана под спальню прислуги. Её ненавидит  собственная мать, стремящаяся отослать девчонку в лагерь, в интернат - подальше от обворожительного жильца Гумберта, на которого сама уже положила глаз.

    Как бы жутко, это не звучало, уважаемые господа-присяженные, но между Шарлоттой и её двенадцатилетней дочерью шла нешуточная борьба на сердце европейского профессора. 
    Но если мать испытывает, пожалуй, чувства настоящие, эгоистичная маленькая Ло, какой её сделало, собственно, воспитание, Гумочку не любит, Гумочка для неё игрушка, очередная кукла для девочки, еще не покинувшей страну детства. Впоследствии, Гумочка ещё и автомат для исполнения желаний: покупки молочных коктейлей, выдачи карманных денег. Гумберта и Долорес очень сближает их взаимная эгоистичность и поиск взаимной выгоды друг от друга. Именно сей факт, а не колоссальная разница возрасте, на мой взгляд, и делает эти отношения отвратительным осквернением любви:
    "Я часто замечал, что, живя, как мы с ней жили, в обособленном мире абсолютного зла, мы испытывали странное стеснение, когда я пытался заговорить с ней о чем-нибудь отвлеченном (о чем могли бы говорить она и старший друг, она и родитель, она и нормальный возлюбленный, я и Аннабелла, Лолита и сублимированый, вылизанный, анализированный, обожествленный Гарольд Гейз), об искусстве, о поэзии, о точечках на форели Гопкинса или бритой голове Бодлера, о Боге и Шекспире, о любом настоящем предмете".
    Но если абстрагироваться от безумного Гумберского вожделения и того, что он домогался к  Ло, когда она изнемогала от жара и бронхита, он был так же и отцом, папочкой Гумбертом, что явственно проявляется уже после исцеления героя от нимфолепсии. Его поступок в финале произведения уважения действительно заслуживает. Наверное, именно тогда, спустя столько лет, только тогда профессор и полюбил Долорес. Любовь его как бы выросла из привязанности, сострадания, и чувства вины перед девочкой. Удивительно, как нерешительный маньяк и виртуозный извращенец, так яростно ненавидящий всех людей вокруг, готов самоотверженно и безответно любить Ло, уже "увядшую" по его меркам, курящую с чужим ребёнком под сердцем, он "отпускает" Долорес - позволяет ей остаться с тем, с кем она желает. А разве это не высшее проявление любви?  

    «Я глядел на нее и не мог наглядеться. И знал столь же твердо как то, что умру, что люблю ее больше всего, что когда-либо видел или мог вообразить на этом свете..."

    Начиная читать Лолиту, понимаешь насколько сильно она пропитана идеологией Достоевского. Сцена же последней встречи Гумберта и Долрес перекликается со сценой последней встречи Дуни и Свидригайлова. А если поглубже покопаться в образе Гумберта Гумберта можно вывести, что это типичный герой Фёдора Михайловича.
    Говоря о моем личном впечатлении от книги, могу сказать, что она вызвала у меня очень широкий спектр чувств и эмоций. Положительных и отрицательных. Слог Набокова безусловно завораживает, предметы кажутся одновременно и реалистичными и иллюзорными. Вот только, когда автор описывает нечто тошнотворно-отторгающее это играет с читателями злую шутку. Пусть я и не испытала от данного произведения щенячьего восторга, но оно еще на долго останется в моем сердце. Читать Лолиту определено стоит, как великую и бессмертную классику. 

    "Говорю я о турах и ангелах, о тайне прочных пигментов, о предсказании в сонете, о спасении в искусстве. И это — единственное бессмертие, которое мы можем с тобой разделить, моя Лолита"

    7
    42