Рецензия на книгу
Господа Головлевы
Михаил Салтыков-Щедрин
Аноним27 января 2016 г.Как известно, изначально замысел Салтыкова-Щедрина был ограничен созданием отдельных рассказов, входящих в сатирический цикл «Благонамеренные речи» и публиковавшихся на страницах журнала «Отечественные записки». Немного предыстории:
Рассказ «Семейный суд», ставший впоследствии первой главой романа, был написан Салтыковым-Щедриным в 1875 году. Появление рассказа в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» (публикация шла в рамках сатирического цикла «Благонамеренные речи») получило доброжелательные отклики; так, Иван Тургенев отозвался на него письмом, в котором отметил точность нарисованных образов и поинтересовался, отчего бы автору не продолжить развитие темы:
«Она так хороша, что невольно рождает мысль, отчего Салтыков вместо очерков не напишет крупного романа? <...> «Семейный суд» мне очень понравился, и я с нетерпением ожидаю продолжения — описания подвигов «Иудушки».Спасибо Вам за это письмо, Иван Сергеевич!
Используя традиционную схему семейного романа, Салтыков-Щедрин пишет роман антисемейный. Достаточно вспомнить, что в конце жизни Арина Петровна осознает, что «служила призракам», и нет у нее никакой семьи в традиционном ее понимании: все жалят друг друга правдой, желая задеть посильнее (эдакое опошление правды и уравнивание ее с ложью).
Образы главных героев — яркие, тонко проработанные. Знаете, невозможно относиться к персонажам однозначно, они раскрываются с разных сторон, меняются по ходу сюжета, как и человек в ходе жизни: властная Варвара Петровна в старости становится мягче (понравилось раскрытие ее образа в главе «Недозволенные семейные радости»); простой и веселый Степан Владимирович угасает после возвращения домой, погибая от безразличия и жестокости; источающий елей (читать, естественно, "яд") Порфирий Владимирович, он же Иудушка (стоит ли говорить, как долго фраза «Милый друг маменька» заставляла меня трястись от отвращения и раздражения?), ловко расставляет сети своим близким, но в итоге запутывается в них сам; «лишённый поступков» Павел Владимирович, который в итоге спивается; близнецы Аннинька и Любинька, дети «постылой» дочери Анны, умершие совсем молодыми, но уже забитыми жизнью; несчастные братья Владимир и Пётр, загубленные своим отцом Иудушкой (обратите внимание на то, как они относятся к нему еще в главе «По-родственному»).
Само поместье Головлёвых не располагает к радостям семейной жизни — это яма, ловушка, тупик, трясина (можно перечислять бесконечно). Арина Петровна занималась не обустройством быта в плане теплой, уютной атмосферы, ее больше волновало материальная составляющая (будучи беременной даже ездила на торги). Приумножая материальное, она забыла о духовном, нравственном. Довольно интересная ее философия «постылых» детей, которым выкидывают «кусок», тем самым как бы отстраняя от семьи (все, мол, тебе дали, дальше как-нибудь сам). Интересна она тем, что автобиографична: в семье Салтыкова-Щедрина существовало деление на «любимчиков» и «постылых». Это не единственная деталь из жизни писателя: именно собственные воспоминания и переживания дают толчок к написанию истории Головлевых.
«Господа Головлёвы» — это роман не только мире «стяжательства и пустоутробия», но и о том, как отравленная, неправильная атмосфера в семье приводит к ее исчезновению во всех смыслах. Не бросайте своих детей, не делите их, уважайте их, ведь человечность, человеколюбие — это главное, но такое редкое качество. Начните воспитывать его прежде всего в себе самих.
2112