Рецензия на книгу
Лезвие бритвы
Иван Ефремов
Lisena25 января 2016 г.Счастье не ищут, как золото или выигрыш. Его создают сами, те, у кого хватает сил, знания и любви.
Берясь за книгу боялась нагромождения фантастических приемов и переизбытка приключений. Приключений было много, намного меньше фантастики, местами уж слишком неправдоподобной, но!, всё это разбавлено красивым слогом эрудированного автора. Книга издана в 1963 году и полностью соответствует духу советского времени в чем автор в письмах к своему другу и признается. Это любимое детище Ефремова над которым он работал 5,5 лет, "в приключенческую рамку пришлось вправить оправить апокриф - вещи, о которых было не принято у нас говорить,<...> о йоге, о духовном могуществе человека, о самовоспитании" и от себя хочу заметить атеистичность размышлений под стать времени. С самого начала автор увлекает читателя тайной серых камней в которую по мере повествования втягиваются минералоги, геологи и пр. Т.е. люди науки, к сожалению, на ряду с шарлатанами от науки, обыкновенные дельцы в поисках наживы и овладениями секретами управления людьми. В первой части автор нас знакомит с ученым Иваном Гириным, приехавшим в Москву для работы в институте над сверхспособностями человеческого сознания (при помощи таблеток ЛСД расширяя сознание подопытного). Самый одиозный персонаж всей книги, этакий всезнайка, рассуждающий о формах и видах бытия всем кто готов его выслушать. "Специальность его не имеет значения, ведь он не прямой изобретатель, а разгребатель огромной кучи бессмысленного набора фактов. Он прокладывает дороги сквозь эту кучу, за которой большинство просто не видит пути, а громоздит ее все выше." Именно Иван Гирин проповедует научный принцип, что "в науке могут быть два пути — путь смелых бросков, догадок, с отступлениями, провалами и разочарованиями, и путь медленного продвижения, когда постепенно нащупывается истина. И оба полезны, и один не может обойтись без другого". Следует ему всю книгу, экспериментируя с гипнозом, излечивая неизлечимых больных, раздавая советы друзьям и коллегам и др. Иван помимо всех своих научных качеств эстет, рассуждает о красоте и о месте женщины в жизни, об идеалах красоты и о влиянии красоты на жизнь каждого человека и на жизни цивилизаций в целом. "Разность полов существует совершенно реально, и с ней нельзя не считаться — вот тут и есть корень всех недоразумений. Не надо требовать от женщины того, чего она не может или что ей вредно, а во всем остальном она вряд ли уступит мужчине в наше время, когда ей открыты сотни профессий, и в том числе наука. Надо объяснять нашей молодежи реальную разницу между женщиной и мужчиной — об этом мы как-то забыли или были принуждены трудностями индустриализации, потом войны." Под стать своим рассуждениям он встречает гимнастку Симу - одну из вариаций женской красоты славянского типа, - падкую на велеречивые слова эрудированного ученого. Ей он подробно рассказывает о русской красоте: длинные косы, широкие бедра, выразительные глаза и пр. Во второй части автор детально рассказывает о европейском типе женской красоты в американизированной стилистике на примере двух итальянских подруг Сандры и Леа, которые в составе группы из четырёх человек охотятся за легкой наживой у берега Южной Африки. Помимо алмазов и по фантастическому стечению обстоятельств они находят Черную корону не подозревая о роли инкрустированных серых камней, но лишь примерив ее, теряют в морской пучине. "Существовало предание, что, если человек божественного происхождения наденет эту корону и выйдет в ней на свет полуденного солнца, его ум обострится волшебным образом, и он, познав сущее и вспомнив прошедшее, приобретет равную богам силу. Но если корону наденет простой смертный — горе ему! — он лишится памяти и станет, как младенец, игрушкой в руках судьбы и людей." В третьей части читателя ожидал рассказ о способах поиска себя 30-летнего художника Рамамурти на вершинах Гималаев, о его методах поиска идеала красоты в настенных статуях индийских мастеров. К встрече с воплощением своего идеала в человеческом облике художник оказался не готов, да и индийская красавица Тиллоттама оказалась девушкой нелегкой судьбы. "Больше трех тысяч лет назад люди достигли зрелого понимания красоты тела. Созданный ими древний идеал сильного тела распространяется от Средиземного моря до долины Инда. Это культуры Крита, Финикии, Мохенджо-Даро, Анау. В этой климатической полосе — наилучшие условия жизни. Раньше, чем во всех других странах, здесь появляются поселения или города с самыми удобными домами, с канализацией, банями, ваннами. Не гигантские храмы, пирамиды, дворцы — нет, общественные поселения. Тогда, в последнем тысячелетии до нашей эры, у культурного человечества началась полоса наибольшего здоровья здесь в Индии, существовавшая и в первые десять веков современной эры." Духовные практики учат отрешаться от бренности бытия, находить баланс на лезвии бритвы. Там художник ощутил в полной мере лезвие ножа: "страшно остро и очень узко". А по краям две темные глубины: неуловимость момента и тоска, что "проходит мимо красота, которой мало в жизни". Индийская красавица дала толчок к творению, но сам процесс лепки статуи для художника оказался тяжелым. В четвертой части книги автор понемногу рассказывает о сложившихся судьбах персонажей книги и совсем мало о тайне серых камней, которая лейтмотивом проходит по всей книге. Художник, создавший статую по подобию Таты, сорвется с лезвия бритвы или устоит? Совершенно не раскрыта организация проходимцев от науки, куда эти шарлатаны пропали? Вряд ли они бросили поиски разгадки. Для расширения кругозора эта книга идеально подходит, жаль что в школьную пору она мне не попалась, в ней есть интересные тезисы которые озвучил автор.
В каждом счастье есть неизбежная оборотная сторона, равно как в достижении и недостижении, устройстве и неустройстве. А мы оцениваем счастье чаще с привычно бытовых мещанских точек зрения, не подозревая о многоликости и переменчивости счастья.
Сомнение в хороших качествах человека породило неверие в его способности и силы, а неверие это привело к тягостному пессимизму, опасению, что человек не выдержит бешеного темпа цивилизации и сорвется в пропасть.
7205