Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эра милосердия

Братья Вайнеры

  • Аватар пользователя
    Аноним19 января 2016 г.

    Книжный Вызов-2016. V-7. Братья Вайнеры "Эра милосердия"

    Фильм я обожаю с детства. Да, из-за Высоцкого. И из-за многих других замечательных актеров, снявшихся в нем. Даже Манька Облигация, сыгранная Ларисой Удовиченко и имевшая в фильме каких-нибудь пять-десять минут, мне запомнилась сильно.
    Я даже думаю, что, если бы не посмотрела "Место встречи...", то никогда бы книга братьев Вайнеров не оказалась у меня в руках.
    И я бы многое потеряла. Такую смесь жанров и настроений мало где найдешь. Тут тебе и детектив, и роман, и приключения, и психология и совсем-совсем не немножко социалистической пропаганды, но давайте не будем о грустном. Язык у книги, конечно, приблатненный, даже учитывая то, что повествование ведется от лица юного мальчишки, нежного и доброго, как ромашка. Но он-то, этот язык, и создает ту замечательную атмосферу, которая так нужна. И колоссальная работа с данными. Блатной язык. Изучение бандитского мира.
    Зная весь фильм наизусть, мне было трудно не ухмыляться при чтении. Все самые любимые не только мной, но и многими поколениями цитаты - вот они здесь. И вообще, я себя ощущала как дома.
    Где-то в отзывах читала, что в книге Жеглов представлен гораздо более мерзким человеком, чем в фильме. Не согласна. Высоцкому удалось замечательно словить характер Глеба - такого сосредоточенного на своей работе человека, что ничто вокруг его не особо трогает. Да, Груздев прав, - Жеглов через кого хочешь переступит на своем пути. НО. И это мое твердое мнение, пусть и немного романтизированное. КРОМЕ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ. Не переступил он через Шарапова, в конце концов?
    Книга, конечно, неторопливая, спокойная, фактов больше, текста больше, но больше и рассуждений - о жизни человеческой, о психологии бандитов. О том, как меняется человек под действием обстоятельств. И о том, как жесток, на самом деле, мир, и какими жестокими в нем становятся люди. И чем ближе к источнику, к рассаднику этой жестокости - тем сильнее меняется человек. Вот как Жеглов, например.
    И о нескромных утопичных мечтах об Эре Милосердия, Мире-В-Котором-Не-Бывает-Зла, мире, в котором никто ничего не боится. Самое интересное - несмотря на тяжелый финал, несмотря на столько смертей, эта мечта остается. И лелеется авторами в лице мальчика-подкидыша.
    И милый, добрый, романтичный Володя у меня как-то не вписывается в этот мир.
    Как не вписывается в мой мир смерть Вари. ЭТО ПОДЛО. В последний раз я рыдала над книгой лет десять назад. Но тут не удержалась. Зачем? Для чего? Какой смысл? Ведь история закончилась, и в самом конце... Нет, ударом это для меня не стало - уже беря книгу в руки я знала по рассказам, что в ней, в отличие от фильма, Варя погибает. НО НЕ ТАК ЖЕ. Если бы для дела. Если бы это было важно для сюжета. Но просто так, просто для того, чтобы не писать веселый хэппи-энд. Просто для того, чтобы не зацикливаться на смерти Левченко. Нечестно. И бессмысленно.

    2
    202