Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

El juego del ángel

Carlos Ruiz Zafón

  • Аватар пользователя
    Dikaya_Murka17 января 2016 г.

    Знаете это чувство, когда берешь с книгу с уверенностью, что она будет интересной? Этакая железная гарантия того, что на ближайшие несколько часов, или дней в квартире будет открыт исправно работающий портал в параллельную реальность. И ты это знаешь точно, поэтому сам решаешь, как этим порталом пользоваться - уйти туда сразу и надолго или совершить несколько коротких ходок. Вот с таким чувством я открываю каждый раз новую книгу Сафона. Сердце моё отдано ему беззаветно, давно и навеки. Потому что во-первых, он из тех писателей, которые рассказывают про город так, будто он живое существо и хочется прям щас собрать манатки и отправиться туда, а во-вторых Барселона Сафона из книги в книгу не меняется: меняются люди, герои, поколения, а "город проклятых" стоит, недвижный и вечный.

    Что касается конкретно "Игры Ангела", то я бы описала её как качественный кошмарный сон. Мрачный и страшный, но при этом с чётким сюжетом, отличающим его от бреда. Ну и конечно такой, в котором всегда можно проснуться))))

    Сюжет, в котором молодой талантливый писатель заключает сделку с неким подобием Дьявола, получая исполнение желания в обмен на талант, в принципе сам по себе не нов. Тут одновременно веет и "Фаустом", и "Мастером и Маргаритой" и Бог весть чем еще. И если бы Сафон написал просто красивую кальку по мотивам, то книга была бы не более, чем готическим лубком (с которым его, к слову, некоторые уже несправедливо сравнивали). Однако вся прелесть и несомненный писательский талант Сафона в том, что он сумел создать свой мир ( и снабдить роман отнюдь не тривиальным концом, оставляющим место для размышлений). Здесь Сатана, Андреас Корелли - патрон Давида - вроде бы очевидно всемогущ: настолько, например, чтобы спасти человека от смертельной неизлечимой болезни или вытащить его из-за решетки. Но обладая таким, неограниченным казалось бы, могуществом он иногда будто намеренно "пропускает ходы". И всегда в тех ситуациях, где Даниэлю необходимо самому принять судьбоносное решение, поэтому и выходит в конце концов, что патрон - лишь одна из стихий, а борется Давид всегда сам с собой - с собой из прошлого, с собой-трусом, с собой-глупцом и собой-гордецом. Даже любимую женщину - Кристину, отнимает у него по сути дела не Андреас Корелли, а он сам, покорившись судьбе и отказавшись от неё еще тогда, когда она была лишь на расстоянии вытянутой руки.

    Корелли нужна книга - новая Библия Современности, такая же сакральная и мощная как та, что была дана людям пару тысяч лет назад. Но есть же множество способов добиться от Давида исполнения условий контракта, в том числе и откровенно жестких, тем не менее патрон к ним не прибегает, всегда ему оставляя выбор, свободу действий. Кстати и в тот момент, когда следовало принять решение о том - оставить или уничтожить великолепный, но страшный труд, Корелли так же не оказывал на Давида никакого влияния. Автор сам не смог уничтожить своё детище. И сила его слов оказалась столь велика, что даже укромно спрятанная в барселонских подземельях, книга будто стала страшным сценарием для зверств Второй мировой, которые потом пришлось Давиду увидеть своими глазами. Но это был его выбор - оставить книгу "в живых". И так ли уж беспощаден Дьявол и чист он сам после этого? В этой истории есть над чем поразмышлять, уже хотя бы поэтому назвать её лубком не поворачивается язык.

    Что же касается антуража, то здесь я бы поставила даже 11 из 10. Чего стоит один только "дом с башней", в котором живёт главный герой. Да и сама Барселона с сотнями извилистых улиц и укромных уголков, с её старым кладбищем, заброшенными особняками и запущенными садами, благодаря детальным описаниям Сафона, становится очень реальной. Несколько лет назад, перед тем как отправиться в Прагу, я по чистой случайности прочла "Ключ из желтого металла" Макса Фрая. После этого прогулки по Праге превратились для меня в овеществленное путешествие по местам из книги. Что ж, возможно, в один прекрасный день я отправлюсь на поиски улицы Санта-Ана в Барселоне.

    7
    67