Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тополь берлинский

Анне Б. Рагде

  • Аватар пользователя
    Eli-Nochka16 января 2016 г.

    берегись спойлеров
    Кажется, стоит пожизненно отстранять от должности тех, кто пишет такие аннотации. Либо совсем перестать их читать. Потому исходя из аннотации к этой книге это должно было быть нечто забавное и ироничное, в котором отправной точкой станет смерть матери. На самом деле забавности там нет от слова совсем, иронии ноль, а мать умирает лишь на 73% книги.
    Книга начинается с самоубийства юноши, который задушил себя своеобразным способом, имея возможность отмотать все назад. Безумно тяжелая история, рыдающая мать, еле держащийся отец, и некто Маргидо, которого вызвали на место происшествия. Оказывается, что он гробовщик, у него свое бюро и он приходит в дома как раз вот в такие ужасные моменты. Долго и подробно нам рассказывают о брошюрках и некрологах, о том, как дальше строить работу и так далее. Мне читалось буквально через силу, и я очень надеялась, что дальнейшее повествование будет более бодрым.
    Второй герой, с которым мы знакомимся - оформитель витрин Эрленд. И такого мерзкого персонажа надо было еще постараться написать. То есть я конечно понимаю, что все люди разные, и возможно и такие бывают, но здесь создалось ощущение, что автор вечерком выпила с каким-нибудь ярым гомофобом, он ей радостно рассказал о том, что все геи подводят глаза, ведут себя как бабы, пьют исключительно вино, бросаются в слезы при каждом удобном момете и так далее, и она, приняв эти слова на веру, создала в своей книге Эрленда. Или как раз в таком образе и заключалась какая-то непонятная мне ирония? Хотя Кимми вот вышел более адекватным, то есть автор может же!
    А дальше мы знакомимся с Туром - он живет с матерью и разводит свинок. И мне теперь кажется, что мне эти свинки будут еще долгое время сниться в ужасных снах. Потому, что нет, там не только миленькие маленькие розовенькие похрюкивающие тельца, там свиноматки, грызущие своих детей, трупы этих детей, задавленные свиньи, запах свинарника везде, и все это повторенное не по одному разу. Для Тура свиньи стали отдушиной, это понятно, но по моим ощущениям чуть ли не пол книги было про свиней.
    Последняя, с кем нам нужно обязательно познакомиться - это дочь Тура, Турюнн, которая видела своего отца буквально пару раз в жизни. 37-летняя женщина, обожающая собак и увлекающаяся вопросами их дрессировки, но при этом не желающая заводить своих детей.
    И вот на эту, с позволения сказать, семью, сваливается новость о том, что у матери/бабушки случился инсульт. Страшная штука, особенно тяжело приходится Туру, который просто не знает, что такое заболевшая мать, что такое мать, которая не кружит весь день по дому, а просто лежит. Это семейство не общалось между собой уйму времени, о том, что у Тура есть дочь знали не все, так же как сама дочь не знала о том, что у нее есть аж 2 дяди. И где-то тут начинаются болтания по одному или по двое туда-сюда. Они болтаются между отелями, фермой и больницей, решают, что они улетят завтра или нет, пожалуй останутся еще на денек. И я понимаю, что они тупо не знают как себя вести, к тому же их отец не бодрее овоща и живет по какому-то давно заведенному порядку и ничем им не может помочь. Но это все очень долго и практически не интересно.
    После смерти матери на горизонте начинают маячить какие-то лучи адекватности - семейство уже попритерлось немного друг к другу, и даже становится интересно: как же эти совершенно разные люди смогут быть рядом и вместе? Как же они будут жить дальше? Сохранят ли они хоть какие-то семейные отношения? И вот здесь бы автору остановиться и закончить красивым аккордом, но нет, она достает самый скелетовый скелет из шкафа, и не просто достает, а еще и костями успеет погреметь, и все этим портит. Быть может, стоило подать это несколько в другой форме, и не добивать тем эпилогом, и даже бы вышло интересно. Но не вышло.
    И самая большая несправедливость - мне было категорически мало Анны, то есть той самой матери семейства. По каким-то отголоскам можно сложить ее образ, но не хватило мне какого-нибудь более подробного возвращения в прошлое. Лучше бы вместо свиней про нее рассказали, честное слово.
    Да, жалко искалеченные судьбы, жалко распавшуюся семью, но нет, не зацепило и не впечатлило.
    А на самом деле, мне очень жалко, что я не смогла увидеть то, что видят в этой книге читатели, которым она понравилась. Видимо просто с автором нам не по пути.

    38
    193