Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение

Л. Н. Толстой

  • Аватар пользователя
    Аноним15 января 2016 г.

    Я раньше не понимал слов Пруста о том, что Толстой многое взял от Достоевского. После "Воскресения" всё стало на места. Вообще, это какая-то странная парочка, и, такое ощущение, что они уже жили раньше : Леонардо и Микеланджело.
    Известно, что Толстой в "Воскресении" во многом изобразил себя, т.е. то, как он в молодости "совратил" горничную Гашу ( косенькую ?).
    Как и у Пушкина в "Онегине", у Толстого бессознательно,и, почти кинематографически, используется приём замедления (слияние себя со своим героем) и ускоряющая расфокусировка ( расставание с ним),- чем-то похоже на расставание души с телом, и вновь их слияние : некое нравственное воскрешение.
    Канва сюжета напоминает миф об Орфее и Эвридике. Маслова внутренне умерла,и Нехлюдов пошёл за нею в "ад".Этот мотив гармонически переплетается с другой символикой романа : Масленицей, язычески-христианском символе умирающего и воскресающего бога. Маслова, Масленников, Сковородников...
    Катюше М. было страшно возвращаться и пробуждать в себе своё прошлое и чувства прошлого, в котором она так страдала. Вино и разврат для неё стали неким забвением, похожим на одеяльный морок ребёнка, в котором он укрывается от страхов в ночи. Это своего рода обморок сердца. Ну, вот как часто бывает у женщин, когда они сталкиваются и видят нечто такое, что рушит все их основы, что не может осмыслить разум. Да и что есть искусство и религия, как не обморок души ? Что увидело однажды человечество : небытие в себе ? Отсутствие бога в мире, ( гомеопатическая дозировка его присутствия в мире ?)
    Во взгляде Нехлюдова на мир словно бы сошлись два каренинских взгляда : 1) когда она влюбилась во Вронского и впервые заметила нелепые уши мужа и 2) экзистенциальный, препарирующий взор Карениной перед смертью.
    И на что бы не перевёл он свой взор: религия, общество, искусство..со всего срываются маски. И страшно задержать такой взор на чём-либо долго, особенно на себе, ибо за сорванной маской появляется следующая, и кто сказал, что она последняя, и где та грань, когда нужно остановиться,- любовь?
    Чъорт побъяри ! Хотелось просто спокойно перечитать "Воскресение"...А что же вышло ? Набоков как-то показал творчество Толстого на примере потока света, который хлынул в комнату из за раздвинутых штор. Вот такой же свет хлынул и в меня, осветив слишком многое, казематное.
    Некое приглашение на казнь того ложного в тебе, с которым ты сросся, ощущая его утрату как тёмную и пустую боль, которую ещё нечем заполнить . И как никогда стала понятна ( почти физически!) нравственная тошнота Нехлюдова а-ля Сартр в "смертельно- важных декорациях" жизни.
    В "Карениной" есть дивный эпизод, после которого Бунин сказал, что так могла написать лишь женщина, и что Толстой в прошлой жизни был женщиной. Нечто подобное есть и в "Воскресении": удивительное проникновение в чувство женщины, ощущающей в себе первые, тёплые касания ребёнка.
    Подобный процесс зарождения -пробуждения в человеке ( Нехлюдове) духовного человека,прописан Толстым столь подробно,что многое в тебе, вслед за мельничным движением страниц затягивается в этот процесс, приводя в движение всю душу.
    А не этого ли состояния мы ищем в искусстве, религии, любви? Да и что для Толстого и Нехлюдова есть Бог,как не движение любви и красоты в мире и ощущение своей души частью этого вечного потока ?
    И что есть смерть и ложь, как не всё то, что мешает душе слиться с другими и с миром ?
    Страшно и грустно всё это: мы не видим , не чувствуем то, что является смертью, и живём ею, и называем смертью нечто иное...

    19
    444