Рецензия на книгу
Свитер
Бланка Бускетс
Dikaya_Murka14 января 2016 г.Долорс около 80, и после инсульта она не может говорить. У неё две дочери - одна лесбиянка, а другая пустышка. У неё зять-глупец, её внучка начинает заболевать анорексией, а внук внезапно оказывается гомосексуалистом. Но Долорс волнует не это, а то, как правильно определить размеры свитера, который она вяжет для внучки.
Долорс около 80 и после инсульта она не может говорить. К сожалению, она может только слушать. И слушая, она узнаёт, что её пустышка-дочь завела роман с начальником на 15 лет моложе её, а её зять занимается сексом с одноклассницей собственной дочери в соседней комнате, отправив дочку за мороженым. Но Дорос не так сильно волнует это, как пропущенные в пройме петли. Теперь придётся перевязывать. Жаль, что жизнь - не свитер, и ошибки там не исправляются также легко, как в шерстяном полотне. Иначе Долорс многое сделала бы по-другому. Не отвергла бы мужчину от которого ждала ребенка, не убила бы своими руками опостылевшего мужа.
Долорс около 80 и после инсульта она не может говорить. Зато на её долю остаются воспоминания за всю прошедшую жизнь. Они разматываются в её памяти как клубок пряжи в её руках, и мы постепенно понимаем, откуда у этой женщины достаёт сил не просто терпеть бедлам, происходящий вокруг неё, но и принимать случившееся с той особой мудростью, которая бывает далеко не у всякой матери, бабушки или тещи. Просто Долрс знает, какие ошибки могут быть самыми страшными, поэтому иначе смотрит на происходящее. Хотя, если честно, ей не позавидуешь. Семья Долорс, за исключением, пожалуй, внуков и старшей дочери - настоящий гибрид террариума и кунсткамеры.
Вот так примерно можно описать сюжет книги. Бланка Бускетс просто приоткрыла дверь в одну из квартир Барселоны и рассказала о людях, живущих в ней. Поэтому не получилось замысловато выстроенного сюжета, равно как героев и злодеев. Это та самая настоящая жизнь, которая не делится на черное и белое, в которой каждого, наверное, можно понять, но не всегда есть силы и желание это сделать. Хорошая книга - не глубокая, но и не слишком мелкая. Эдакое реалити-шоу в бумажном формате.
Самое главное, на мой взгляд, это заключение романа. Именно там мы впервые за все время получаем возможность взглянуть на ситуацию глазами не самой Долорс, а всех тех, кто её все это время окружал в качестве декораций - внука и внучки, зятя и дочерей, подруги юности, незадачливой служанки. Впервые они перестают быть просто фигурами на шахматной доске жизни Долорс, а получают право голоса. Это право даёт им автор, приводя внутренние монологи в их голове. И мы узнаём еще больше тайн, чем хранила в своей душе Долорс. Мы узнаем то, о чем она не знала никогда и чему теперь уже не суждено ей открыться. Правда, впрочем, как это часто бывает, неприглядна - все оказывается даже хуже, чем представлялось до сих пор. Более того, еще и не всякий из собравшихся на погребальной службе оказывается в состоянии использовать это слово, предоставленное автором. Кто-то даже на похоронах может думать лишь о нестоячих членах и молодых телах или отвергнувших его "буферах", или о сексуальных пристрастиях нового бойфренда. Тут бы и сказать, что мол, вот она, жизнь, "всюду жизнь" как говорится и живое тянется к живому. Но сила этой жизни не кажется притягательной и вдохновляющей, от неё уже заранее веет каким -то тлением. И мы понимаем, что все пойдёт своим чередом. Под откос. Долорс, даже пытаясь что-то контролировать в этой жизни, по сути ни на что повлиять не могла. И единственным по-настоящему весомым, материальным и неоспоримым результатом последних дней её жизни стал свитер из разноцветной шерсти. Свитер для внучки, который она все же успела довязать.
1237