Рецензия на книгу
Лёд
Анна Каван
piotro14 января 2016 г.s is for spoilers
Удивительной атмосферы книга. Ощущение постоянного проваливания. То ли в снег, то ли в океан. Осторожное балансирование на грани между реальностью и сном, которое порою можно уловить засыпая после напряженного дня или продолжительной депривации сна. Образы героев невозможно назвать слишком размытыми, на определенные особенности и черты постоянно обращается внимание: пронзительно синие глаза альтер(?) эго, тонкие, даже скорее хрупкие, запястья героини, тлен и разруха городов. И в то же время отсутствует четкость: у героев нет имен, а у мест названий.
А еще постоянное чувство тревоги и неуверенности, которое словно в вину вменяет рассказчик героине. И по мере прочтения начинаешь тоже чувствовать некоторое отсутствие под ногами определенности, и озираешься по тексту в поисках опоры и какой-либо постоянности, но вокруг все несколько ирреально (а этот кусок - это тоже проваливание? спрашиваешь себя) или же настолько изменчиво (окружающая кажущаяся безопасность, которая в миг превращается в то, что либо убьет, либо заморозит), что последним убежищем становится эта чертова тревожность.
И вот рассказчик. Он встречает тебя в холодной машине с рассказом и видениями про свою прошлую как бы любовь, которую он ищет, чтобы спасти. И поначалу ему как минимум немного сочувствуешь, но чем дальше скользишь по белому безмолвию, тем менее его мотивы понятны. Влюбленность уже кажется одержимостью, что сопровождается выпадением из действительности и видениями о героине с переломанными костями. И уже нет желания, чтобы поиски (которые стали смахивать на своеобразную охоту за дичью) наконец достигли ее вечно ускользающий образ, потому что в случае успеха вопрос целостности героини становится под вопросом. Но вот она уже рядом с рассказчиком и тут стала ему вовсе безразличной. Кажущаяся ранее любовная одержимость оказалась чувством собственничества. И теперь, когда его праву на вещь из плоти и крови, ничего не угрожает, рассказчик подостыл. Представление о нем поменялось: от любви до абьюзера двести страниц.
И еще я была в безумном восторге от такого сеттинга ускользающего мира и действительности, надвигающихся льдов, о намеках глобальной катастрофы и полнейшего исчезновения всего.
Это первая книга от которой у меня были тонны и тонны kafka's feeling, это был какой-то ледяной "Замок" Кафки, с нулевой схожестью в сюжете, но такой же атмосферой! Для меня было маленьким счастьем узнать, что Анну Каван нередко называли сестрой Кафки.
11479