Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Карьера Ругонов

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Аноним12 января 2016 г.

    Происхождение

    Вместо предисловия:
    В жизни любого сознательного молодого и красивого юноши-интеллектуала (а таковым являюсь и я) наступает такой момент, когда он задумывается над своей жизнью, над пройденными уже дорогами и над теми дорогами, которые только предстоит пройти. Главные испытания юности позади: первая влюбленность благополучно забыта, первое предательство благополучно не забыто, пристрастие к пиву выработано, пристрастие к водке вроде как побеждено (но иногда чуть-чуть все-таки можно), "Улисс" Джойса прочитан (я уже говорил, что я читал "Улисса"? А я его читал, да-да, не удивляйтесь, потому что я очень хороший человек - очень умный и очень хороший)... Думает юноша над своей жизнью и понимает: настало время взяться за какой-нибудь классический цикл романов из двадцати большущих произведений. Первыми на ум приходят, конечно же, Ругоны, которые Маккары...

    ***

    Начнем с того, что все генеалогические деревья, которые различные исследователи рисовали для облегчения понимания этого романа, все эти генеалогические дубы и баобабы никак не помогут при чтении "Карьеры Ругонов" разобраться в том, кто там есть кто. Вот никак. Я вот, например, все читал, читал, сверялся с этими древесами и понимал, что они мне никакой полезной информации не дают. Будучи начинающим литературоведом и будущим крупным ученым, я долго корпел в фотошопе над существующим деревом, чтобы создать идеальную схему, содержащую в себе всю информацию, необходимую для того, чтобы Ругоны стали для пытливого читателя, не побоюсь этого слова, роднее матери с отцом.

    Да, работал я действительно долго - около шести, а может и семи часов. С перерывами на легкий второй ужин и нулевой завтрак. И вот - готово! Идеальное семейное древо Ругонов, которое просто необходимо читателю для знакомства с первым романом этой удивительной саги.

    В дальнейшем в течении знакомства с другими романами цикла дерево будет дорабатываться, а информация пополняться.

    А теперь - шутки в сторону. Золя в "Карьере" создает действительно удивительный мир - мир, в котором: а) практически нет положительных героев; б) им совсем не уделяется внимания. Вместо этого французский классик долго и подробно описывает донельзя неприятных персонажей, каждый из которых преследует корыстную цель и не желает, чтобы кто-то другой добрался до этой цели раньше него. Отягчается ситуация тем, что все эти соперники - члены одной семьи. И тем, что наряду с ними появляются образы совершенно несчастных жертв, повинных только в неподвластных контролю страстях. И тем, что в этом ворохе ос есть еще хорошие люди.

    И все это поразительно интересно читать. Похожие чувства у меня вызывали два тома "Трилогии желания" Драйзера (третий том пока не дочитан) - вроде бы и политическая тема для меня не очень интересна, и хотелось бы все-таки хоть кому-нибудь сопереживать (сопереживать Сильверу у меня не получилось, а Паскаля в этом романе почти не было), и повествование все такое монолитно-неспешное, но оторваться невозможно. В чем загадка? Не знаю. Зато после прочтения я могу сказать, что прекрасно изучил все достоинства этого романа и с удовольствием могу их перечислить, чтобы, если повезет, кого-нибудь этим перечислением заинтересовать.

    Кое-что отметим прежде всего. У Золя есть то, на что прежде всего обращают внимание многие читатели (и автор этой рецензии - не исключение) - идеальный стиль и язык. Какие бы прозаические явления он не описывал - будь то распилка бревен или географические подробности - выглядит это все просто потрясающе. Стиль, в общем-то, и является той составляющей романа, из-за которой от чтения невозможно оторваться - еще одно доказательство того, что форма как минимум равноценна содержанию.

    Затем - сюжетно-композиционная цельность, достигаемая несмотря на "опрокинутые" элементы сюжета. Золя перемешивает отдельно взятые эпизоды, словно Тарантино от литературы, и выстраивает их ровно в том порядке, в котором они способны максимально воздействовать на читателя. Речь, конечно, прежде всего о линии Сильвера и Мьетты, которая обрамляет линию собственно делающих свою пресловутую карьеру Ругонов и работает не только на воздействие, но и на идейный комплекс романа - все политические и исторические события (даже находясь в провинции, героев засасывает в водоворот истории - постоянно всплывают и Ватерлоо, и Аустерлиц, и даже античная история) возвышаются над нашим обывательским существованием на высоких строгих колоннах, омываемых человеческой кровью. А в выигрыше остаются толстые старые хряки Пьеры Ругоны. В выигрыше, если Совесть позволит этот выигрыш получить. Как правило, позволяет.

    И, конечно, внимание к деталям. Абсолютно все образы, на которых Золя заостряет внимание, описывая их не один раз и не на одной странице, глубоко врезаются в память и так же хорошо работают на разработку идейно-тематического комплекса. Прекрасный стиль и тут приходит на помощь, позволяя не уставать от чуть ли не чрезмерной детализации.

    *

    Одним словом, первая встреча с творчеством французского классика оказалась очень приятной. Надеюсь, что в будущем будет осилен весь цикл о Ругонах-Маккарах, хотя прочитать все романы залпом я, пожалуй, побоюсь. Что точно можно сказать - о карьере Ругонов я теперь знаю все. На очереди - история Эжена Ругона .

    12
    138