Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Stranger in a Strange Land

Robert A. Heinlein

  • Аватар пользователя
    Аноним10 января 2016 г.

    Идеальный человек - уже не человек

    — Есть предположение, что ты всё-таки не совсем человек...
    — Тогда что же такое человек?.. Что такое человек совсем?
    ("Малыш" АБС)

    Мораль сей басни такова: идеальный человек - уже не человек.

    Наверное, идея не нова, точнее, не нова для нас сейчас. Мы, выросшие на романах Стругацких, поняли: после людей придут людены, и нам не понять друг друга. Да, парадокс: хотя Хайнлайн писал раньше Стругацких, я-то прочитала его позже, поэтому получается, что он "повторяется". На самом деле они просто пишут об одном и том же - потому, что в то время почти все фантасты думали об одном и том же: что такое человек, как он встретится с инопланетянами и что будет потом.

    Так вот, получается, что если взять нашего, несовершенного и несчастливого человека и немного проапгрейдить его на марсианский манер - чтобы он стал здоровым и счастливым, то он становится не "идеальным человеком", а - увы и ах - уже не совсем человеком. Точнее, совсем не человеком. По-крайней мере, для меня так получилось: как я ни старалась проникнуться идеей, что ведь здорово же быть таким всесильным, чтобы не нуждаться ни в деньгах, ни в лекарствах, ни в одежде, а все равно милее всего в романе был мне старина Джубал, который к этой всей роскоши относился скептически. Не огрокала, нет, не получилось. Даже сама себе удивилась: а почему? Ведь симпатичны же мне буддийские монахи, которые стараются впасть в нирвану, где тоже не надо ни денег, ни лекарств? Ведь и правда же, что каждый человек стремится к счастью? Так почему же мне противна идиллическая картина Гнезда, где все такие красивые, довольные и счастливые? Приторно, слишком сладко и приторно.

    Пару лет назад я заинтересовалась небольшой дискуссией в Сети: Олег Дивов отвечал некоему оппоненту, который ругал "Трудно быть богом". В разговоре противопоставлялись два лозунга для человечества: "труд и знание" и "выживание, развитие и распространение человечества". Так вот я и подумала, что в утопии Хайнлана мне не хватало "труда и знания", хотя навалом было выживания и других плотских радостей. Грубо говоря, если дать человеку всё - или дать ему способности добывать себе всё без труда и особенных знаний - то что останется? В чем будет состоять человеческая жизнь? Останется некое марсианское пребывание в ожидании и огрокивании, и это неплохо - но для марсиан! А для нас, людей, это скорее будет выглядеть как модель "человека, удовлетворенного полностью" незабвенного Амвросия Абмруазовича.

    5
    165