Рецензия на книгу
Бремя страстей
Сомерсет Моэм
Аноним9 января 2016 г.История человечества в одной строке гласит: человек рождается, страдает и умирает....
"Бремя страстей человеческих" - философский автобиографический роман Сомерсета Моэма с элементами выдумки, который погружает нас в атмосферу Англии 19 века с ее красотой и уродством.
Сам по себе роман представляет собой жизненный путь и развитие философских идей главного героя - Филипа, который ищет свое место в жизни и сталкивается с серьезными преградами. Будучи сиротой, кстати как и автор, калекой, предметом насмешек в школе, герой находит свое спасение в книгах и показной бессердечности. Главное, что Филипп становится, благодаря всем этим ударам жизни, сильным человеком, который способен искать cвой путь, менять род деятельности и убеждения, расти и развиваться, "плести свой узор".Одним из важнейших элементов романа - является бремя страсти, которое несет Филип, да и вообще каждый человек. Страсть у героя рождается к обычной официантке Милдред, которая напоминает бульварную проститутку, которой впоследствии и станет. Для нее самым главным критерием поступков является - что же подумают люди?
Он ее ненавидел, он ее презирал, он любил ее всем своим существом.Вот она настоящая страсть - это смесь ненависти и любви одновременно, что-то заставляющее рассудок уйти на второй план и отдаться чувствам, что-то пленяющее человека, создающее оковы для его воли.
Он с интересом принялся исследовать свои чувства. Ему было даже чуть-чуть забавно. Больше всего его поражало, какую ничтожную роль играет в таких случаях рассудок; философская система, которую он для себя создавал с таким жаром, нисколько ему не помогла. Вот это ставило его в тупик. Но стоило ему издали увидеть девушку, похожую на Милдред, как сердце его замирало.Интересно, что в конце романа, уже потеряв вроде бы интерес к своей страсти, он направляется к Салли и по дороге видит девушку похожую на Милдред, подбегает к ней, но оказывается, что это не она. Это очень важный штришок в романе, который говорит о том, что человек не может избавиться от страсти и несет это бремя всю жизнь, вопрос только в выборе. Выберет человек страсть или покойную жизнь, собственно Филип приходит ко второму варианту.
Мне показались очень интересными - рассуждения героя о религии, описание преломления в нем веры. Это преломление идет параллельно его жизни, от первых моментов в школе, когда он не прочитал молитву, до смерти дяди-священника, которая показывает всю ложность проповедей и убеждений этого старика, напрасность этой жизни.
Он по-прежнему считал христианскую религию позорным рабством, бремя которого надо сбросить во что бы то ни стало;Также, стоит отметить становление Филипа, утверждение его философских взглядов. Эти взгляды развиваются на протяжении его жизни, причем здесь важно каждое событие, каждая встреча, каждая проблема, все влияет на развитие героя.
Начинает он свой путь с религиозной философии, основанной на боязни адского пепелища. Здесь интересен его разговор с Кроншоу, из которого он убеждается в том, что отказавшись от христианской религии, он не отбросил христианскую мораль.
Далее Филипп следует принципу:
Следуй своим естественным наклонностям, но с должной оглядкой на полицейского за угломЭто поворот в сторону рационализма, где главный герой решает сам задавать себе жизненную мораль и правила с оглядкой на закон. После встречи с Милдред, Филип понимает, что неспособен управлять собой с помощью разума, поэтому он приходит к некоему принципу фатализма:
Снявши голову, по волосам не плачут, ибо все силы были направлены на то, чтобы эту голову снять.Интересно, что это еще не конец, ведь осталась неразгаданной загадка Кроншоу про ковер...
И тут снова на спасение, а может и нет, приходит жизнь, которая подвергает его новому испытанию - нищите, наверное самому тяжелому. Он проваливается в пучину отчаяния, здесь сталкивается жизнь и бремя его предрассудков, норм его класса. Ему приходится согласиться на ту работу, которая считается унизительной в круге лиц его положения.
Он знал, что нужда делает человека мелочным, жадным, завистливым, калечит душу и заставляет видеть мир в уродливом и пошлом свете; когда вам приходится считать каждый грош, деньги приобретают чудовищное значение; нужно быть обеспеченным, чтобы относиться к деньгам так, как они этого заслуживают.Этот жизненный период наталкивает его на разгадку:
Ответ был такой простой. Жизнь вовсе не имеет смысла.Теперь его философия принимает вид узора на персидском ковре:
Существует один узор – самый простой, совершенный и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, – в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота.Новая философия помогает ему пережить невзгоды и доучиться в университете, встать на новый путь. Ключевой точкой в становлении его принципов и целей - является отказ от его мечты - путешествия в Испанию. Он понимает, что эта цель навязана ему рассудком, а не сердцем, сам же он решает следовать сердцу и жениться на Салли.
Он вдруг подумал, что всю жизнь гонялся за тем, что внушали ему другие — устно и в книгах, — не понимая, чего жаждет его собственная душа. Всю жизнь он пытался поступать так, как велел ему рассудок, а не гак, как требовало сердце.
Я верю, что жизнь человека должна быть полна самых неожиданных приключений, что надо сгорать в испепеляющем огне, рисковать, смотреть в глаза опасности.Хотел бы отметить, что философия Сомерсета Моэма напомнила мне философию Льва Николаевича Толстого, в чем то их убеждения пересекаются. Даже брак Филипа и Салли напоминает мне Пьера и Наташу, и там и там нет любви и страсти. Герои делают выбор в сторону жизненного спокойствия, простого семейного счастья. Вот принцип Л.Н Толстого:
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно боротьсяВ заключение, хочу сказать, что почти каждый человек несет бремя страсти, бремя религии, бремя заблуждений и предрассудков. Настоящий путь личности - это скинуть каждое бремя. Но как доказывает С.Моэм, бремя страсти самое сильное, бремя, которое не покидает нас до последнего вздоха, поэтому роман и называется - "Бремя страстей человеческих".
473