Рецензия на книгу
Лолита
Владимир Набоков
Аноним8 января 2016 г.Содержит незначительные спойлеры.
Что я имею в виду, когда говорю, что книга мне нравится? Я имею в виду, что одобряю произведение всецело: героев, тематику, посыл и мораль, повествование? Не обязательно.
Но если я говорю, что книга мне нравится, то это всегда означает, что она меня зацепила.
Сразу хочу пояснить: "Лолита" мне не понравилась в смысле одобрения. Она меня зацепила.Сложно воспринимать эту книгу беспристрастно: столько всего уже сказано про этот скандальный роман, что уже ни одна мысль, ни одно замечание не будет новым. Столько противоположных, противоречивых мнений. Столько разных слов сказано в адрес "Лолиты".
На мой взгляд, эмоции к этой книге нельзя анализировать в рамках "понравилось-не понравилось". Эта история слишком неоднозначная, слишком глубоко психологическая, чтобы загонять ее в такие банальные и узкие рамки. Она слишком сложная, слишком тяжелая.Исповедь. Горькая, страшная исповедь - это и есть "Лолита". Сам Гумберт Гумберт отмечает это в ходе повествования.
Что такое, по-вашему, исповедь? По-моему, это поток сознания. Причем поток этот достаточно осмысленный и контролируемый.
Исповедь - это игра в грехи: у кого они значимей и у кого их больше. "Лолита" представляет собой такую игру: Гумберт исповедуется, а мы, читатели, выступаем в роли, ни много ни мало, судей.
Мое решение слушать роман оказалось верным - все-таки исповедь, на мой взгляд, убедительнее, если воспринимается на слух, хотя Гумберт именно пишет свою историю.
Почти полное отсутствие диалогов, особенно в первой половине романа, придают еще больше убедительности повествованию и делают этот поток сознания еще более тяжелым.Метафоры. Сложные, но потрясающие метафоры - это "Лолита". Точность набоковского слова, отработанность языка. Набоков - истинный мастер, а язык его одновременно тяжелый и изящный.
А еще мне бы хотелось отметить имя "Гумберт Гумберт". Этот псевдоним наш герой выбрал неслучайно. Двойное звучание имени "Гумберт" похоже на "Гумберт, Гумберт, (что же ты наделал!)", этакое покачивание головой с характерной интонацией. ГГ мог выбрать любое имя, но сам факт повторения лично у меня создал вышеупомянутое впечатление.
Имя Гумберт в общем неприятно для уха, равно как и сам Гумберт неприятен всякому нормальному человеку: даже если не учитывать историю с Лолитой, он мерзкий человек.Одержимость. Безумная, не дающая покоя одержимость - это "Лолита". Да, в конце романа Гумберт говорит, что любил Лолиту, но я не верю. По-моему, он был одержим,и ему нравилось думать, что Долли зависит от него, что она подвластна ему, пока он не понял, что все не так; он любил не Лолиту, а чувство собственности.
А вот Лолита любила Гумберта, но как источник денег и развлечений. Она знала, что сама не подвластна Гумберту, а Гумберт зависел от нее, и она знала, что он будет баловать ее чем угодно, лишь бы она давала ему взамен вышеупомянутое чувство собственничества.Болезнь. Не физическая, но духовная болезнь - это "Лолита". Гумберт и Долли больны своей развратностью, и это их сумасшествие, из-за которого и были сломаны жизни обоих.
Трагедия. Как точно отметила в своей рецензии zhem4uzhinka , "Лолита" - история одной общечеловеческой трагедии и двух персональных. Викисловарь определяет слово "трагедия" так:
ужасное происшествие, несчастный случай — стечение обстоятельств и условий, приведшее к потрясению в жизни людей и повлекшее за собой значительные моральные или/и материальные потери, человеческие жертвыПричем "Лолита" подходит под все пункты этого описания.
Ужасное ли происшествие описано в "Лолите"? Да, однозначно.
Несчастный ли это случай, стечение обстоятельств и условие, приведшее к потрясению в жизни людей? Ну конечно!
Повлекло ли это происшествие за собой значительные моральные и/или материальные потери? Разумеется! Гумберт и Лолита оба потеряли то малое соответствие моральным нормам, которое хоть как-то было в их душах. Материальные потери - это жизни и годы, потраченные в слепом безумстве и метании. Материальные, потому что годы сделаны из материала - из времени: месяцев, недель, дней, часов, минут секунд и так далее, далее, далее. В первую очередь, конечно, жизни и годы Гумберта и Долорес. Гумберт бы уже не смог наладить жизнь, даже не будь никакой Лолиты: он так бы и умер в своем несчастье, а может быть, нашлась бы и другая Лолита. А вот Долорес выросла бы испорченной девчонкой, не будь Гумберта, но, возможно, смогла бы прожить спокойную жизнь, хотя, конечно, могло случиться и так, что она бы нашла другого Гумберта.
Ну и наконец...
Повлекло ли это происшествие за собой человеческие жертвы? Да. Лолита, может, была просто глупой девчонкой, но Гумберт прекрасно понимал: его жизнь и жизнь Долорес никогда не нормализуются и не вернутся в мирное русло. Никогда. Ни-ког-да.
Может, они не умерли в физическом, медицинском смысле, но в духовном - да.Если бы. Сплошное "Если бы" - это "Лолита". Да, все мы знаем, что история не терпит сослагательного наклонения, но может, не было бы этой исповеди, если бы Гумберт не появился в Рамзделе, если бы Лолита не была нимфеткой и/или не была бы похожа на Анабеллу, если бы Гумберт был адекватным человеком или хотя бы мог держать себя в руках, если бы Шарлотта не умерла... Господи, да что уж там, если бы не было ни Гумберта, ни Лолиты!
Как говорится, не судите да не судимы будете. Древняя пословица, но все же люди судят. Судят обо всем: о том, что понимают и не понимают в том числе. Но никто, как мне кажется, не поймет до конца, виноваты ли Гумберт, Лолита, Шарлотта, да даже Валерия и второстепенные герои, пока не побудет, не дай Бог, на их месте.
Жалко ли мне Гумберта? Ничуть. Это отвратительный больной человек, который сам виноват в своих проблемах.
Жалко ли мне Лолиту? Да. Долорес была и виновницей своей трагедии, и жертвой. Она не была бедным несчастным ребенком, и все же, как я писала выше, не будь с ней Гумберта, в ее жизни все могло бы сложиться куда лучше, а вот в жизни Гумберта - нет.Набоков мастерски раскрыл непростую, страшную тему, о которой говорить не принято.
За это и пять.13140