Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Numero zero

Umberto Eco

  • Аватар пользователя
    Lersy8 января 2016 г.

      Тяжеловато. 

      Вот что я могу сказать о «Нулевом номере». Впрочем, от Эко я ничего другого и не ожидала – он для меня слишком умен. Впихнув в книгу и журналистику, и ворох исторических данных, еще кучу фамилий и терминов и сдобрив это довольно интересными персонажами, Эко практически взорвал мне мозг. Практически – потому что я успела вовремя вооружиться гуглом.

      В общем, да, книга определенно не для очень-то широкого круга читателей (особенно не для подростков), просто потому, что над ней действительно надо думать. А многие, в последнее время, это не очень-то любят. Эко над этим, кстати, очень тонко иронизирует с помощью газеты «Завтра» и технологии работы ее журналистов. Да и над самой журналистикой Эко очень умело стебется. Это как-то сразу бросается в глаза: создавая честную-пречестную газету «Завтра», ее главред устраивает дичайшую цензуру, объясняет, как технично обмануть читателя и недвусмысленно дает понять, что газетка-то абсолютно проплаченная. А журналисты взяли и смирились. И все это, с одной стороны, выглядит очень забавным и смешным: через речь своих персонажей Эко швыряется в читателя анекдотами, шутеечками и просто какими-то прибаутками, а с другой стороны – все это очень грустно. Потому что ты понимаешь, что такая вот журналистика – это не выдумка, а суровая печальная реальность (видимо, не только в России).

      Собственно, на этом мой восторг от книги начал заметно угасать. С появлением Браггадоччо, одержимого идеей раскопать скандальную историю о Муссолини, понимание происходящего в моей голове покрылось слоем какого-то тумана. Если о конце жизни Муссолини (ее историческую часть) я еще что-то знала, то положение дел в политике Италии после Второй мировой для меня было неизвестно от слова «совсем». Но Эко, конечно, это мало волнует: длинные вереницы имен, событий и взаимосвязей тянутся, порой, на протяжении 5-10 страниц, превращаясь в одну сплошную кашу. Хорошая новость в том, что в этой каше, в принципе, возможно разобраться. Еще одна хорошая новость в том, что после «Нулевого номера» вы точно почувствуете себя умнее (если, разумеется, вы не эксперт в области Италии, который и без Эко всю эту информацию давно знал). Плохая же новость в том, что придется поднапрячься. А в новогодние праздники этого делать так не хотелось.

      В целом теория, которую выдвинул Эко словами Браггадоччо поначалу казалась мне абсолютно абсурдной. Но в конце книги я подумала: почему бы нет? Звучит, в целом, не так уж и безумно.

      Отдельным пунктом хочется выделить персонажей «Нулевого номера». Вся команда «Завтра» показалась мне абсолютными фриками, но в хорошем смысле этого слова. Это видно даже несмотря на то, что более-менее подробно мы узнаем только о четверых из них. Собственно, больше всех меня поразила Майа. Она стала моей любимицей среди всех женских персонажей, которых я когда-либо встречала. Сама себе на уме, нестандартность мышления просто зашкаливает, чудесный юмор, приличный уровень сарказма (тот случай, когда еще не зашквар, но уже не тупо), креативная, да еще и внешне симпатичная. Ну не чудо ли! На самом деле это тот персонаж, которого я всегда мечтала описать сама. А тут вот такое. За одну только Майу я готова накинуть этой книге пару звезд. И это все при том, что она являлась второстепенным персонажем. Забавно, что как раз главный герой (да и все остальные) показалcя мне абсолютно картонным и нераскрытым.

      6/10. В целом здорово, но лучше бы Эко выбрал что-то одно: линию с газетой или линию с Муссолини. Лично я за газету.

    10
    60