Рецензия на книгу
Злой дух Ямбуя
Григорий Федосеев
Аноним6 января 2016 г."- Зачем ты пришел в наше стойбище?…Без тебя мы много лет жили, и не плохо жили, как велели предки, а они знали такое, что скрыто от других. Ты говоришь, что духов нет, что мы слепые, неправильно живем. Но разве не знаешь, что человек без веры все одно что бесплодная женщина, которая не знает материнской радости. Я не видела духов, но знаю: они сильные. Поверить же тебе, лючи, все равно что надсмеяться над своим прошлым, над своею жизнью. Но мы так не можем.»
"Как я привязан к тебе, лес, как люблю твою горделивую тишину, непокорность урагану, вечную таинственность! Знаю, ты не ласков, угрюм. Я всегда скучаю по тебе. Так прими же нас, непутевых детей твоих в свои зеленые чертоги."Ох, сколько чувств и воспоминаний всколыхнула эта немудрящая книжка.
Но воспоминания в «Истории», а чувства сюда в «Рецензии».
Действительно немудрящая. 10-12 персонажей, основная полудетективная сюжетная линия с поиском причин гибели людей в районе горы Ямбуй, что в центральной части Алданского нагорья в Якутии. Короткие сюжетные линии трех женщин и старика Карарабаха из эвенкийского стойбища оленеводов, каюра-эвенка Ильи. Темы на фоне сюжета вечные и соответствующие обстоятельствам: человек в суровой природе, коренные жители и пришельцы, мужество, отвага, честь, взаимовыручка. И все. Но…
Меня с первых страниц поразило, как аккуратно (а, как иначе в те годы было это показать, чтобы книжка все-таки вышла в свет) прописал автор неуместность, чуждость в стойбище эвенков двух «птиценосых» геодезистов.
Состязание на меткость в стрельбе между здоровым русским мужиком с немецким карабином в руках и мальчишкой эвенком с детским луком и стрелами. Что это как ни взаимоотношение русского народа и эвенков!? Такая недосказанная история каюра Ильи, у которого начальник экспедиции забрал жену, а потом бросил. Откровенная ненависть Ильи к «лючи» при его физиологической неспособности сделать зло этим пришлым. Это что, как ни доказательство чуждости мира «птиценосых» миру лесных кочевников ?
Г.А. Федосеев замолчал и колоссальную проблему, без которой невозможно говорить о жизни коренных народов Севера: алкоголь. Его почти нет в книжке. А все знают, что эта русская «практика» поставила народы Севера на грань вымирания. И сегодня нет решения этой проблемы.
Геодезисты и алкоголь, это ведь тоже проблема из жизни. Думаешь, когда читаешь строки из жизни лагеря геодезистов: хороша дисциплина у «геодезиков», коль при бродячем возле лагеря людоеде-медведе они нарушают график охраны лагеря и спят, а дежурит за них старуха Лангара. Что может притупить инстинкт самосохранения? Ответ понятен: алкоголь. Однако про это автор не пишет.
Зато необходимые «дифирамбы» советской власти, развитию народа эвенков (впрочем, минимальные) имеются. И из-за этого так и видится разговор редактора или директора советского издательства «Молодая гвардия» и автора.- Григорий Анисимович, - говорит шеф-редактор, - ну все хорошо в Вашей книге: и романтики много, тайга, люди героической профессии, трудности… Надо, надо молодежи знать…Конечно не все, не все. Придут, начнут работать и все узнают. Кто не убежит из тайги, тот наш человек, советский…Да. И сюжет хороший, захватывающий, прямо детектив с приключениями и ужасом (он не знал тогда слова «триллер»). Все как полагается, но вот эвенки какие-то очень не наши и роль партии и комсомола «на ноле». Надо Григорий Анисимович, доработать книгу, а то не дадут в обкоме «добро» на печать.
Что ответил Федосеев редактору мне тоже «видится»: люди, подолгу работавшие в тайге, как правило, не стесняются в выражениях.
А книга вышла как есть, только сильно «порезанная». И по тексту видно, что Г.А.Федосеев автор из тех, кто не писал, как советовали советские начальники. Писал, как мог.
В опубликованных, достаточно многочисленных рецензиях на книгу «Злой дух Ямбуя» много восторгов: «сказочная природа», «тайга, изящная в своей первобытности и девственности», «нет ничего щедрее тайги», «харизматичный главный герой», «супермен». С умилением прочел как у девушки-красавицы сорвалось: «Ааа…мне так хочется…хоть чуток…хочу ягодки и шишки пособирать с эвенками. Они мне так понравились». Другая девушка часть книги про эвенков назвала «ксенофантастикой», а вклад автора (вероятно в мировую литературу) сравнила со вкладом Орсона Скотта Корда.
Девочкам-красавицам домохозяйкам и финансисткам, экономисткам, студенткам и мальчикам айтишникам, служащим из офисов не привыкать жить в придуманном мире. Удивительно, только, что в этот мир все чаще и чаще стали попадать советские книги. Это уж ни черты ли какого-то кривого ренессанса социалистического реализма, считавшегося почившим в бозе?
Я не испытываю никаких восторгов по поводу книжки, скорее сожаление, что Федосееву не удалось напечатать всего того, что было в его дневниках. Верно, что напиши он тогда честно о ломаемой жизни эвенков, об отношениях покорителей и покоряемых, об отношении советского человека к природе, такая книга не вышла бы в свет по «политическим соображениям».
И все-таки по тем временам автор честен на сколько возможно. А то ведь при желании получить премию Ленинского комсомола писатель Федосеев мог, скажем, за образ деда Карарабаха, бросившего в пасть погибающему медведю своего личного деревянного божка-идола, переставшего верить во всесильного духа Харги, превратить в будущем в «прогрессивного, сочувствующего беспартийного». А волевая бабка Лангара - глава эвенкийского стойбища и вовсе могла бы переехать в город и начать строить новую, счастливую эвенкийскую жизнь. Это шутка, конечно. Но ведь мог Г.А. Федосеев получить премию Ленинского комсомола за создание образов новых, советских эвенков. Однако не получил, не стал писательским начальником, зато в памяти потомков остался честным писателем.14181