Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лотта в Веймаре

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    Аноним5 января 2016 г.

    К своему великому стыду, я ознакомилась с биографией Гете, только начав чтение этого романа, а с его бессмертными творениями – так и вовсе не знакома. А чтобы оценить «Лотту в Веймаре» по достоинству, для начала неплохо было бы прочесть «Фауста» и «Вертера». Без этого немалая работа, проделанная автором, рискует вылиться лишь в громоздкое, скучное повествование.
    Ведь само по себе данное произведение немного затянуто и не наполнено действием для легкого и приятного времяпровождения. И присущая Манну интеллектуальная неторопливость здесь периодически перетекает в … прямо-таки … занудство. Наиболее тяжелой для восприятия показалась глава, которая посвящена внутреннему миру Гете. Чересчур утомительно было пробираться сквозь поток размышлений о чуждых мне материях и замыслах: по большей части - о его трудах.
    И все-таки книга мне понравилась. Хотя впечатление оказалось двояким. Вроде бы следовало оценивать то, как написано, более чем что. Но отвлеченно от личности самого Гете никак не получалось, он слишком сильно влиял на восприятие целостности картины. Что, конечно, и задумывалось, и удалось блестяще, но мне образ поэта не очень приглянулся.
    Его портрет в романе убедителен. И восхитительно противоречив. Автор попеременно показывает его темные и светлые стороны, чтобы затем, в последней главе, произнести окончательные слова оправдания его перед миром и читателем.
    После которых я должна была проникнуться и понять.
    Но раз уж речь зашла о гениях и поэтах, хочу высказать о них свое предвзятое мнение. Талант должен быть голодным. А Гете был чересчур обласкан материальными благами и прижизненным почитанием. Сам Манн вложил в голову Лотты следующие мысли:


    Ей подумалось, что людям очень уж облегчено преклонение перед духовным, когда, украшенное пышным титулом и звездой, оно живет в великолепном доме с античной лестницей в образе элегантного старца с блестящими глазами, чей лоб напоминает вон того Юпитера в углу и кто глаголет амброзическими устами. Духовное, думала она, должно было бы быть бедным, уродливым, не ведающим земных почестей, для того чтобы истинно проверить людскую способность ему поклоняться.

    Наверное, именно поэтому его образ и не вызвал во мне почтительного благолепия.
    Тем более я была недовольна тем, что Манну пришлось отойти в тень в угоду другому гению. Лично меня это разочаровало. Мне показалось, что автор, ограничив себя реальными фактами, тем самым ограничил и свое мастерство и способность объять необъятное. «Лотта» хороша. Но не великолепна. Как могла бы быть, если бы не правда, которая ограничила полет фантазии. Но тонко подмеченные человеческие качества, мельчайшие проявления характера – тут ожидания оправдались. В очередной раз я покорена тонким психологизмом и философскими обобщениями Манна.

    И сейчас мне жаль, что книга эта прочитана мной раньше, нежели «Фауст» или «Страдания юного Вертера». Теперь впечатление от них будет немного другим. Сквозь призму личного отношения к Гете. А мне бы этого не хотелось.

    6
    242