Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Tale for the Time Being

Ruth L. Ozeki

  • Аватар пользователя
    Аноним4 января 2016 г.

    Долго думала над оценкой. Все пыталась понять, понравилась мне книга, или нет. Сначала было ощущение, что нет, не мое это. Но где-то после середины начало понемногу затягивать в чтение. Все-таки, несмотря на то, что пациент скорее жив, чем мертв впечатления скорее положительные, чем отрицательные, книга эта не совсем моя. Практически никто из героев так и не стал мне понятным, открытым, родным, если хотите.

    Перед тем, как начать книгу, прочитала только аннотацию, из которой нельзя понять ничего о сюжете. Поэтому, когда открывала книгу, у меня действительно было ощущение, что страницы в ней пустые и лишь постепенно заполняются словами и мыслями. В книге три параллельных истории - Нао, японской школьницы, страдающей от несовершенства мира травли в школе и проблем дома, Рут, писательницы, за последние пару лет не написавшей практически ни страницы и Харуки №1 - молодого японского юношу, с печальной с печальной судьбой летчика-камиказдзе.

    Нао. Я, возможно, и не имею права рассуждать о её истории и судьбе - у меня в жизни все хорошо, с родителями все в порядке, в школе меня не травили. Более того - у нас в школе вообще никого не травили (на 100% уверена как минимум в своей параллели, на 90% - во всей школе). Но я все же выскажу, все что думаю об этом. Во-первых, я не понимаю, почему она все это так бездарно сносит. Это такая форма извращения - терпеть издевательства, а потом жалеть себя несчастную? Терпеть гордо, молча, втайне думая о самоубийстве? Эй, человек, хочешь жить - надо бороться. А если не хочешь бороться, то это только твои проблемы. Терпи и не жалуйся.
    Харуки №2... Честно говоря, я считала и считаю, что, в большинстве случаев, самоубийство - высшая форма эгоизма, уж простите. Особенно в его ситуации. Это насколько надо жалеть себя, чтобы забить на жену и дочь? Вы предлагаете мне тоже его пожалеть? Увольте. Не лучше и его апатичное существование с философами и насекомыми-оригами. Человек с обостренным чувством совести? Возможно, но по отношению к кому? К мальчишкам-пилотам, которые будут нести смерть при помощи его увлекательных интерфейсов. А к дочери? К жене, которая наплевала на свои переживания, и потащила на себе и дочь, и мужа?
    Я не спорю, Наоко попала в трудную, даже страшную ситуацию: ушедший куда-то в себя отец, загнанная работой мать, никому до нее вроде как нет дела. Но сама-то она, что-нибудь сделала, чтобы её услышали? Что-то попыталась изменить? Или просто сбежала от проблемы?

    Рут. Вот сейчас меня вообще понесет. Хотя нет, сдержусь. Просто... Вы заметили, её муж постоянно чем-то занят. Он сажает растения, что-то там изучает, делает что-то в доме. А Рут исключительно разбирается в тайнах найденного дневника. Простите, у неё есть другие дела? Что она делала до того, как появился этот дневник? Или её затянувшийся писательский кризис вызван полным бездельем, которое перемежается какими-нибудь развлечениями? Тогда не мудрено, что её не пишется и не работается. И все ей как-то не так и как-то не то. И всю книгу она ассоциируется у меня исключительно с серым цветом.

    Харуки №1. Красивая история. Во-первых потому, что безумно печальная. Разве можно не жалеть юношу, еще почти мальчика по возрасту, уже почти мужчину по разуму, которому приходится погибнуть вот так страшно и осознанно ни за что? А он при этом еще и не жалуется, пытается успокоить мать в своем дневнике, которого она никогда не увидит. И хладнокровно рассчитывает, чем еще он может успеть помочь ей и сестрам перед смертью. Красиво? Еще как. Печально? Не то слово.
    Честно говоря, так и не смогла определить, эта история - больше кнопка "жалость/слезы" или эдакий недосягаемый идеал, путеводная звезда, стремление к которой ведет человека вперед.

    Я далека от философии. Я не люблю слов и фраз загадок, которые можно расшифровывать двадцать лет, и каждый год в них находить ровно по десять новых смыслов и оттенков. Видимо, поэтому я не могу оценить какую-то необычайную красоту и мудрость, заложенную в этих фразах, которые разбросаны по всей книге. Но зато я могу оценить мудрость и рационализм Дзиоко. Какие бы сложные (для меня) философские и буддийские мысли она не проповедовала теоретически, практически она весьма неплохо лечила внучку от депрессии - не давала ей бездельничать. Занимала работой и развлечениями. Постоянно держала в тонусе. Добилась того, что Нао просто некогда было сесть и вволю пожалеть себя. Плюс к этому зарядила её желанием что-то делать и как-то изменить ситуацию. Жаль, что этого хватило ненадолго. Вот Дзиоко и перетянула чашу весов в сторону положительных впечатлений.

    В книге еще много, очень много разнообразных тем, от достаточно подробно разбираемого кота Шредингера до изучения видов ворон и воронов. Вот только нужны ли они здесь в таком количестве? Может быть, чтобы напомнить, то эти истории не главные и не единственные в мире?

    4
    40