Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним10 мая 2010 г.

    Роман Эриха Марии Ремарка вышел в 1961 году. Второе название его - у неба нет фаворитов, и лично мне оно кажется гораздо более удачным.
    Главная сюжетная линия связана с эволюцией отношений Лилиан Дюнкерк и автогонщика по фамилии Клерфэ. Оба они много потеряли в войне: она – здоровье, детство и родителей, он – наивность, молодость и друзей. Они знакомятся в высокогорном санатории в Швейцарии, куда Клерфэ приезжает навестить своего бывшего партнера по автогонкам и просто друга – Хольмана. Их отношения завязываются скорее на желании досадить кавалеру Лилиан – Борису Волкову и жажде бунта, которая не могла быть реализована в военное время.
    Лилиан Дюнкерк. Понимаете, во время взросления очень важно пройти все стадии (даже не очень приятные) этого самого взросления, ибо недостаток того или иного делает из человека духовно кастрированную личность. Именно такой видится мне Лилиан – глубоко убежденная в том, что все эти люди (здоровые люди!) будут жить вечно, когда она не протянет и до следующего лета. Ее не интересуют ни чужие чувства и мысли, ни произведения искусства, только новые ощущения. Она позиционирует себя как искательницу жизни, настоящей жизни и свободы, хотя сама очень слабо понимает, что есть и первое и второе. Именно поэтому ее попытки жизни приводят к пустому прожиганию оной. Представления о настоящей жизни как о жизни, проведенной в ресторанах, я никак кроме как кастрированными назвать не могу. Поиски себя Лилиан почему-то ограничивает внутренним обдумыванием того, как неправильно тратят свою жизнь эти здоровые люди (по прочтении романа слово здоровые уже воспринимается как ругательство, синоним суетливости, глупости и ограниченности), осмыслением жалости к себе и эгоизма. Что, дорогие ценители классики, от беллетристики ака Робски и Бушнелл нос воротим? А чем героиня жизни взаймы отличается от этих циничных тусовщиц? Ну образ мыслей чуть стилизован под эпоху, выражения поскромнее, а по сути те же яйца, только в профиль.
    Клерфэ – автогонщик на закате своей в меру блистательной карьеры. Эту личность война скорее закалила и чуть перековала, чем изменила в полной мере. В целом, персонаж к себе гораздо более требовательный, поэтому, более глубокий и целостный.
    Анализируя произведение, я бы отметила штампы. Очень много штампов, касательно как деталей, так и сюжетной линии в целом, они убивают уникальность и ценность художественного произведения. Героиня (как и в трех товарищах) плохо питалась во время войны, на фоне ослабленного организма заболела пневмонией, и уехала лечится в горный санаторий, а спутник ее непременно связан с автомобилями, влюблен в нее и пацифист до мозга костей.
    Несмотря на вышеизложенное, от прочтения произведений Ремарка получаешь все же эстетическое удовольствие. Содержание не ахти, зато форма выше всяких похвал. Прочитать стоит, а вот относится к этому произведению как к чему-то серьезному, на мой взгляд – нет.

    5
    106