Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним3 января 2016 г.Наблюдая за тем, во что за двести лет выродилась первоначальная идея "Франкенштейна", я уже давно лелеяла мечту познакомиться с оригинальным творением Мэри Шелли. Мои представления об этой истории были инспирированы массовой культурой двадцатого века и, вполне ожидаемо, у меня произошёл ощутимый разрыв шаблона. Во-первых, я несказанно удивилась, узнав, что "Франкенштейном" ошибочно именуют создание, а не его создателя! Во-вторых, меня несколько обескуражила авторская трактовка событий, сместившая привычные акценты и вменяющая в вину Франкенштейну, возомнившему себя Творцом, не тщеславие и гордыню, а неспособность принять и полюбить своё Создание.
При прочтении бросается в глаза и забавляет доходящая до абсурда наивность книги, которую в равной степени можно приписать как эпохе романтизма, так и незрелости автора. Абсолютно не учитываются гендерно-возрастные особенности речи — в результате, все, без исключения, персонажи — от ребёнка до Монстра — воркуют на одинаково слащавом и высокопарном языке. По всей видимости, Мэри Шелли не утруждала себя логичностью повествования и, сталкиваясь с явлениями, превосходящими её понимание, либо выдумывала нелепые объяснения, либо вообще стыдливо опускала подробности. Поэтому процесс оживления Чудовища, как крайне опасное знание, остался тайной за семью печатями, спешно эвакуируясь из логова Создателя неразумное Детище не забыло прихватить с собой одежду, а читать оно выучилось по книгам, так кстати оставленным кем-то в лесу. Все эти детали придают комичности и несуразности повествованию, и могут оказаться весьма критичными для его адекватного восприятия.
Мэри Шелли ставила перед собой задачу на спор сочинить страшилку, а в результате написала пронзительное произведение о беспечности молодости и потребности человека в социализации. На самом деле, при видимой нелепости сюжетных ходов, повесть наделена глубоким философским подтекстом. Хотя и в несколько гипертрофированной форме, но по существу правдиво, описаны авантюризм и амбициозность молодых людей, алчных до славы и запретных знаний, но при этом трусливых и незрелых настолько, что не способны справиться с последствиями своих опрометчивых действий. Основная же мораль состоит в том, что нельзя судить человека по внешнему облику и бездумно отторгать от себя, ибо одиночество и отчуждённость обществом способны превратить любого в чудовище. Опередив Антуана де Сент-Экзюпери на целый век с четвертью, Шелли сформулировала прописную истину, которая остаётся незыблемой и актуальной и по сей день — мы в ответе за тех, кого приручили...
364