Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры

Эрик Берн

  • Аватар пользователя
    Аноним2 января 2016 г.

    О транзакционном анализе, точнее о части, что в голове каждого сидят родитель, взрослый и ребёнок, я услышала давно, но без теоретической базы было непонятно, что с этим делать. Наконец, руки добрались до этой книги. Я пыталась проанализировать себя, выяснить свою игру или сценарий, но так у меня ничего и не вышло. Может быть потому, что я избавилась от него - мне кажется, что в 21 я стала свободной и независимой, поскольку моё мировоззрение сильно изменилось. Может быть, просто сложно оценивать себя со стороны, а на самом деле мною управляет какой-нибудь классический сценарий.
    На самом деле под обложкой русского издания две книги, два труда, написанные с перерывом почти 10 лет, что очень хорошо видно, потому что вторая книга охватывает куда большее поле, да и написано более уверенным в своей теории специалистом. Кроме того, название второго произведения - гениальный маркетинговый ход русских издателей, сам Берн, наверно рвал на себе волосы, когда узнал о нём, потому что сам не догадался. В оригинале второе произведение называется всего лишь "Что вы говорите после "Здравствуйте"?"
    Книга написана, прежде всего, для профессионалов, для психоаналитиков, так что многое остаётся непонятным - для полного понимания надо было пройти курс психологии. Однако, и для меня книга открыла очень многое. Человек - это биоробот, социальное поведение которого запрограммировано родителями. Человек всё равно остаётся личностью, его ощущения, реакции, чувство юмора и мысли - его собственные, но в отношениях с другими людьми человек пытается следовать урокам, полученным от родителей. Звучит очень разумно. Кроме того, для меня после этой книги мир потерял значительную часть магии. Нет никакой тайной власти имени - ребёнок узнаёт, в честь кого его назвали или узнаёт о других людях, с тем же именем, и программирует себя на подражание этим людям - самопрограммируется, задаёт себе сценарий. Любовь с первого взгляда появляется, когда два человека вступили во взаимодействие и по передаваемым сигналам (мимика и язык тела) поняли, что этот человек готов готов играть с тобой в твою игру, причём не всегда она позитивна. Одним людям всегда везёт, другим постоянно не везёт, хотя казалось бы изначальные предпосылки одинаковые - просто одни запрограммированы на успех, а другие на неудачу, а потому они сами себе неосознанно вставляют палки в колёса, чтобы в последний момент выигрыш сорвался. И так далее. Случайностей в мире, оказывается, очень мало.
    Используемый термин "игра" не означает, что человек притворяется или делает что-то ребячески назло. Чаще всего игра ведётся неосознанно и сам игрок от неё страдает. Игра - это программа, чтобы в одинаковой ситуации вести себя одинаково, или создавать эту ситуацию. Ведь правда, так всё и есть, к примеру, семейный скандал чаще всего протекает одинаково, в практически автоматическом режиме. Сценарий - это более широкая установка на игру всей жизни. Человек может быть запрограммирован на создание определённого типа семьи, или на постоянные неудачи на работе, или на пожизненное недомогание. Автор говорит, что сценарий есть практически у каждого человека. Но лично он сталкивается только с клиническими сценариями - когда люди приходят просить психоаналитика о помощи. Как именно живут те, кто не пришли к нему на приём, автор не знает - то ли у них позитивный сценарий, не требующий лечения, то ли у них таки нет никакого сценария.
    В общем, книга позволила мне развить ещё более прагматический взгляд на жизнь. Мне кажется, кому-то книга может помочь взбунтоваться против своего сценария, постараться вести себя более осознанно в некоторых ситуациях, а ходить по одним и тем же граблям, а может быть просто принять решение, что можно попросить помощи у психоаналитика - преодолеть свои предубеждения против этих специалистов из-за страха прослыть психом.

    10
    270