Рецензия на книгу
Пасынки восьмой заповеди
Олег Ладыженский, Дмитрий Громов
mourningtea28 декабря 2015 г.Ведь если допустить хоть кроху правоты в догматах катаров – значит, проданная дьяволу душа попадает не на сковородку, пугало старух-богомолок, а начинает жить заново под сюзеренитетом сатаны! Не это ли ад, Марта! Ад на земле, способный вовлечь в свое пламя и находящиеся рядом невинные жертвы! Ты украла погибшую душу у сатаны… нет ли в этом особого промысла Божьего?!Когда Zoate только посоветовала эту книгу я решила, что она восхитительна и запланировала прочитать ее в самые сжатые сроки. Но потом началась ДП, появилась новая работа и книга как-то подзабылась, потерялась в море непрочитанного и сейчас я бралась за нее без всякого энтузиазма. А зря.
Но все же отложить ее стоило хотя бы потому, что за осень я дочитала практически сагу о ведьмаке Геральте (осталась одна книга) и могу теперь уловить даже не едва уловимый аромат, а стойкий дух Сапковского, витающий над этим романом. Сапковский здесь таится за каждым кустом и прячется в каждой тени. Он вездесущ: это не только совершенно очевидные шляхтичи, но и непередаваемая атмосфера вселенной ведьмака. Вдохновение авторов так очевидно, что складывается впечатление будто ты читаешь если не фанфик, то просто ту же самую историю с другого куска. Или в другое время. Ведьмак со своей зондер-командой бегает где-то в одном углу карты мира, а дети Самуила-бацы - в другом. Но ощущение, что герои вот-вот встретятся или уже встречались, да просто не обратили друг на друга внимание и прошли мимо не отпускает.
И это одновременно плюс и минус книги. Плюс потому что она очень легко и с удовольствием читается, а минус потому что вторичность всегда вторичность и таким серьезным литераторам негоже настолько погружаться в чужую атмосферу, воровать чужие истории.
Любой из них, теряя какое-либо знание, украденное их проворным учеником, восстанавливал потерю почти мгновенно, практически не замечая этого, как дерево не замечает потери листа, если цел ствол, или даже потери молодого побега. Новые отрастут, не сегодня, так завтра. Зато Михал старательно приращивал полученные побеги к себе, добиваясь в конечном итоге нужного результата и не задумываясь над тем, что для подобного дела нужно по меньшей мере иметь свой ствол – пусть неокрепший, пусть дикий, но он должен быть. Нельзя прирастить побег к пустому месту.Это можно сказать не только про одного из персонажей - так нас с ним, к слову знакомят, раскрывая еще один аспект воровской сущности, а над природой воровства авторы подумали основательно. Это можно сказать и про саму книгу, ведь мир Сапковского без благодарной почвы не пустил бы корни. Вот только нужно ли культивировать чужое, если можно взрастить свое?
К слову о персонажах они авторам замечательно удались. Мало того, что колоритны все и каждый - и придворная мышь-ведьма со своим четвероногим сужеными, и несвятой отец (его размышления о катарах я вынесла в шапку рецензии и сделала себе мысленную заметку про катаров почитать, уж больно мне нравится такая концепция Ада), и фехтовальщик Михал, и самый удачный, неожиданно раскрывшийся злодей истории:
Ад в вас, дорогие мои, он шипит и пенится, как недобродившее вино, он ударяет в голову мягкими коварными молоточками; ад в вас, любезные господа, но во мне его больше. Я – крепостной тьмы, я – виллан геенны, я – пустая перчатка, я чувствую в себе заполняющую пустоты руку преисподней и завидую тому преступнику на эшафоте, в чье чрево входит сейчас заостренный кол.Возвращаясь все к тому же ведьмаку, уж простите меня, я вижу здесь перекличку с Нечистым, которого создали польские игроделы для Дикой Охоты. Их дьявол выглядит загадочно, хотя опытный читатель и почувствует запашок серы с первого появления, но все же раскрытия такой демонической фигуры не хватало. Именно такого раскрытия, потому что Дьявола не в образе байронического страдальца или откровенно бессмысленного зла, а в образе крепостного Тьмы я до того не встречала. Он уже не человек и не помнит кем был до того, как стал Нечистым, но поведение его куда более осмысленно чем простое искушение доверчивых идиотов и хитроумных мошенников с целью затащить человеческую душу в ад. Более осмысленно было бы показать дьявола, как существо, которое душами питается, но это не укладывается в христианскую культуру и потому редко используется. Хотя такое видение нечистой силы мне даже ближе, чем ад таким, каким его описали Ладыженский и Громов.
Никогда не затевайте разговора с цыганками и дьяволами…В любом случае могу сказать, что книга меня совершенно не разочаровала, причем не разочаровала настолько, что мне не хочется подробно рассказывать здесь о сюжете и портить потенциальному читателю возможность самому пройти с героями от начала и до самого конца их путь. Хорошее, классическое по духу фэнтэзи, написанное прекрасным русским языком. Что может быть лучше?
Ах да, отдельно хочу отметить прекрасных женских персонажей! Воистину думающая женщина, которая является равным по значимости своим коллегам мужского пола - это большая редкость в литературе вообще, и в данном конкретном жанре в частности. Здесь авторам это удалось, как и вдохновившему их Сапковскому.
6235