Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ключ Сары

Татьяна де Росней

  • Аватар пользователя
    takatalvi27 декабря 2015 г.
    Прошли годы, но я по-прежнему храню этот ключ.
    Ключ от нашего потайного убежища.
    Видишь, я хранила его, день за днем прикасаясь к нему,
    вспоминая тебя.

    В мире случаются вещи, в которые трудно поверить, и это отнюдь не чудеса. И хотя история, описанная в этой книге, вымышлена, она не просто близка к реальности, а до отвратного реальна. В ней есть маленькая девочка Сара, ее любимый младший брат Мишель, есть их тайное убежище и ключ от него. Но чудес не будет. Война – не время чудес.


    После того дня, 16 июля 1942 года, я не расставалась с ним.
    Никто не знает. Никто ничего не знает о ключе,
    никто не знает о тебе.
    О том, что ты сидел в шкафу.

    Париж, 1942-й год. Страшная облава на евреев, почти всем им уготована смерть. Но что может знать об этом маленькая Сара? Когда к ним в квартиру нагрянули – нет, не немцы, а французы! – девочка спрятала своего младшего брата в их тайничке, стенном шкафу, заперла его на ключ и пообещала вернуться. Не могла она знать, что ее ждет несколько кругов ада. Что ее с родителями запрут на стадионе Вель д’Ив, что оттуда их отправят в лагерь Бон-ла-Роланд, а потом – в Освенцим.
    Жизнь многое выбила из десятилетней девочки. Но она не смогла выбить мыслей о брате, латунном ключике и данном обещании, не смогла лишить надежды. Саре удается бежать…

    Другая линия повествования ведется от имени журналистки-американки, Джулии. Ее муж – француз, его родители помнят страшные годы, но именно Джулии, семье которой удалось избежать ужасов войны, не дает покоя давняя трагедия. Получив задание написать статью о годовщине облавы Вель д’Ив, она неустанно ворошит тайны прошлого. Почему? Просто не может остановиться. Потому что преступно, что она не знала этого прежде. Преступно, что тысячи французов не знают и не хотят знать, не помнят и не хотят помнить. А еще потому, что случайно обнаруживает – семья мужа хранит какую-то тайну, связанную с маленькой девочкой Сарой.

    На мой суровый взгляд, книга не без огрехов. Во-первых, извечный бич подобных душераздирающих романов – слезы, слезы всегда и везде, слезы при одном упоминании, слишком частые слезы и эмоции. Оно понятно, но все же вышло как-то наиграно и кое-где слезовыжимательно. Но это так, немножечко и, конечно, касается только «современной» линии. Во-вторых, повествование странноватое, пока читаешь, все кажется предсказуемым ужасно, однако все выходит не так или не совсем так, как казалось, при этом особого впечатления это не производит.

    Но. При этом роман все-таки дико трогателен, и можно смело сказать, что ключик Сары открывает важнейшую и очень актуальную тему, по которой я прохаживалась уже не раз и пройдусь еще раз.

    Поиски Джулии показались бы глупыми не только другим персонажам, но и читателю, если бы не были посвящены столь печальным событиям. И двигай ей какая-нибудь другая причина, ну, скажем, профессиональный интерес или обыкновенное любопытство – я бы ее опустила до плинтуса. Но нет, Джулией движет другое, и как раз это важно. Она шокирована тем, что никто и никогда не рассказывал ей о трагедии. И не только ей. Об этом не говорят в школах, об этом молчат свидетели – стыдятся! – об этом стараются не думать, потому что это больно и грустно, это прошлое, забыто, похоронено, все! Словами одной зазнобы,


    Никогда не следует ворошить прошлое, из этого не получается ничего хорошего, особенно если речь идет о том, что случилось во время войны. Никто не хочет помнить об этом, как не хочет об этом и думать.

    И это мысль, которую автор всеми силами пытается уничтожить. Нельзя забывать, ни в коем случае. Люди не хотят видеть, слышать, читать, не хотят ничего знать. Ну да, время вспять не повернуть, ничего не исправить, но можно сделать эту малость – узнать и запомнить, потому что после случившегося мир уже никогда не будет таким, как прежде, сколько бы поколений ни отошло в прошлое. И сознание этого ценно. Проникнув в ужас тех лет, люди начинают больше ценить все, что имеют, ощущать жизнь по-другому. Нельзя закрывать глаза только потому, что не хочешь портить себе настроение. Возмутительная причуда в сравнении с тем, что пережили жертвы Холокоста.

    16 июля 1942 года в Париже было арестовано больше 13000 евреев, из них больше 4000 – дети. Все они были отправлены в лагеря смерти. Спаслось меньше сотни. Только в 1995-м году президент Франции Жак Ширак признал вину Франции в этой трагедии.


    Книгу очень рекомендую к прочтению. Она легко читается, в ней нет подробных описаний расправ, только общие зарисовки, впрочем, достаточно яркие; короче говоря, самое то, чтобы роман не напугал и не довел до нервного срыва, а воспринялся как очень печальная, но увлекательная история с ценными уроками.

    34
    482