Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Im Westen nichts Neues

Erich Maria Remarque

  • Аватар пользователя
    diman_nikolaev25 декабря 2015 г.

    бойня №4

    определенно, есть книги, которые очень сложно читать, а писать потом отзыв – еще сложнее. потому что автор так реалистично все написал, и так страшно, и так ужасно, что пытаться анализировать это – очень сложно. но «флэшмоб» не ждет.

    открываешь книгу – и ты на войне, первой мировой. небольшое затишье, раздача удвоенного пайка из-за больших потерь. вторая рота постоянно, постоянно, постоянно теряет солдат – это и есть суровый закон войны. вчерашние школьники, учившиеся в одном классе, сегодня сидят в одном окопе, и вполне может быть, что завтра одного из них не будет.

    а послезавтра – и второго.

    пока готовил отзыв, выяснилось, что по книге неоднократно снимали (и снимают) кинофильмы. не в пример отечественному, иностранный военный кинематограф мне как-то не особо симпатичен, но именно этот фильм я посмотрю с большим интересом.
    главный герой пауль боймер, рассказывает, как одного за другим их рота теряет солдат – но что немаловажно, в этих потерях боймер обвиняет не столько противника, сколько агитаторов типа их наставника канторека, отправивших восемнадцатилетних ребят в эту мясорубку.


    Кантореков были тысячи, и все они были убеждены, что таким образом они творят благое дело, не очень утруждая при этом себя.
    Но это именно и делает их в наших глазах банкротами.

    Дальше...

    собственно, это приговор тому строю, и тому обществу, что делает книгу очень антивоенной, тем более, что сцены, описанные в романе, не могут не поражать своим контрастом с обыденной жизнью, тем, что называется «разрыв шаблона»
    – вот гробы около школы, вот крысы в окопах, они объедают трупы, а вот сами трупы в несколько ярусов, сложенные в воронку. от такого нетрудно и рассудком тронутся, что тоже имеет место быть. в книге достаточно и других, очень сильных по своему воздействию сцен – вот, например, пауль боймер передает сигареты пленным русским солдатам. а вот он убивает ножом французского солдата, потом долго смотрит на него, испытывая серьезное раскаяние: «Возьми от меня двадцать лет жизни, товарищ, и встань. Возьми больше, — я не знаю, что мне теперь с ней делать!»

    солдаты хорошо понимают истинных виновников войны, понимают, что они – всего лишь марионетки в руках правительства и командования. марионетки и «пушечное мясо», но это «пушечное мясо» хочет остаться живым, а не умирать за чьи-то амбиции:


    …на арену должны выйти министры и генералы враждующих стран, в трусиках, вооруженные дубинками, и пусть они схватятся друг с другом. Кто останется в живых, объявит свою страну победительницей. Это было бы проще и справедливее, чем то, что делается здесь, где друг с другом воюют совсем не те люди.

    это слова кроппа, пройдет немного времени, и в результате ранения ему ампутируют ногу. вторая рота постоянно теряет, теряет, теряет солдат. вот из 150 в строю остались только 32 человека, все меньше и меньше и меньше одноклассников рядом с паулем. скоро их вообще не станет рядом с ним.

    а потом не станет и его самого....


    ====================
    аллюзии и примечания:

    «бойня № 4» –
    вполне понятная аллюзия на недавно прочитанную книгу курта воннегута «бойня № 5». за идею названия спасибо Rita389 . прежний вариант = «железные ребята», так называет героев книги их школьный учитель, написав им письмо на передовую.

    «тем, что называется "разрыв шаблона"» – очень удачно это получилось у генриха бёлля в рассказе «путник, когда придешь в спа…», где главный герой, очнувшись после ранения обнаруживает, что госпиталь находится в школе, где он учился, и на классной доске – написанная им фраза для каллиграфии. но.... теперь он лишился обеих рук, и его жизнь будет совсем другой. удивительно, но после таких произведений люди все равно продолжают воевать друг с другом.

    19
    168