Рецензия на книгу
Республика Шкид
Г. Белых, Л. Пантелеев
Аноним25 декабря 2015 г.Ламца-дрица а-ца-ца…
По приютам я с детства скитался,
Не имея родного угла.
Ах, зачем я на свет появился,
Ах, зачем меня мать родила…То, что повесть написана двумя ее "питомцами", я узнал из предисловия С. Маршака. Первого - Пантелеева, я сразу определил в авторы по его приходу в Шкиду, про второго понял лишь в конце книги из послесловия. Автор изменил свою фамилию и ввел меня этим в заблуждение. Хотя можно было и догадаться по его деятельности в "печатных органах" Шкиды, довольно подробного описания детства и, собственно, "сламой" с Ленькой.
Уже несколько поколений сменилось со времен, описанных в повести, этих ребят уже давно нет. То, что они оставили о себе продолжает жить. Живы они и в умах читателей. Тема беспризорников и "дефективных" детей перестала быть такой злободневной, какой она была 90 лет назад, но все же не потеряла своей актуальности и сегодня. В приютских домах, исправительных учреждениях, специализированных школах хватает детей и трудных подростков. И это грустно. Ведь редки случаи, когда виноваты в этом сами дети. Я не могу ничего сказать, как сейчас обстоят дела с приютами и подобными учреждениями, стало ли больше финансирования, возможностей, лучше ли методы воспитания, читают ли Шкиду? Самое главное, выходят оттуда людьми или социопатами-рецидивистами. Надеюсь, что бОльшая часть выбирает первое "или" моей альтернативы.
- Дай мне сапог, я хочу ударить им в воспитателя
Правдивость и честность (не без приукрашивания) жизнеописания шкидцев, наверно, и обеспечили успех повести. Я заметил, что у большинства из них не было отцов, либо вообще, либо не принимали никакого участия в воспитании отпрысков. Улица, бардак в стране, отсутствие авторитета сделали свое дело. Может, конечно, это случайность, но я бы хорошенько подумал прежде чем становится безучастным свидетелем взросления собственного "разлагающегося органа". Может оно и на пользу будет: лишний раз ремнем укрепить боевой дух.
Обученные улицей с опытом приобрели необходимые навыки для выживания. Безошибочно могут определить слабое звено и с легкостью избавится от него, как хорошо слаженный механизм, группой. Сплоченности у этих ребят стоит поучиться. К примеру, взять "халдея" Айвазовского (это место в рассказе меня потрясло), от него прямо таки смердело слабостью и безволием, насколько надо быть никчемным человеком, чтобы позволить наводить на себя даже мысли о такой "индульгенции":
Предъявитель сего имеет право избить меня в любой день и час, когда я свободен и не в канцелярии.Чему он сможет научить ребят, что он им даст? Сможет ли оторвать шпану от их волчьего мира и подготовить их к еще более жестокому, но цивилизованному миру людей? Ему самому нужна помощь. Шкида сама преподала ему урок, который он должен запомнить: как важно правильно себя поставить в обществе. В почете у шкидцев люди с сильным характером, с целями, с твердой жизненной позицией, каким был Викниксор.
Шкида - детище Викниксора, он ее основатель и заведующий, по совместительству президент непризнанной республики. Несмотря на то, что Шкида ребенок-урод он не отказался от нее, верил в самых безнадежных учеников, и всячески способствовал тому, чтобы как можно больше его подопечных "вышли в люди" сознательными гражданами. Делал это очень изобретательно. Школу сделал страной, назначал министров, придумал герб и гимн, ввел моду на печать газет и журналов и прочую самодеятельность, поощрял инициативу школяров.
Республика Шкид все делала стихийно, нервно, порывисто. Запоем бузили, запоем учились и так же, запоем, взялись за издание журналов.Мне даже по началу казалось, что они специально старались доводить до абсурда даже годные идеи Викниксора. Но потом вспомнил, что отсутствие меры - бич русского народа, а может и уникальность - зависит от точки зрения. Привыкли мы все делать с размахом.
– А что я – рыжий, что ли? Я тоже хочу работать в вашей организации!Викниксору таки удалось выдрессировать своих "питомцев". Хотя "выдрессировать" неправильное слово. Он относился к ним как к личностям, наделял их правами, полномочиями, обременял ответственностью, в общем, по-человечески воспитывал их, старался дать то, что они недополучили в семьях. Им была проделана кропотливая работа. И результат не заставил себя долго ждать. Наверно, ему было приятно читать эту книгу, и вспоминать о былом времени и пожинать плоды своих трудов.
Не сказать что в повести много смешных моментов, но они есть. Имеются в обилие жаргонные слова, смысл которых было любопытно узнать. В общем, читается легко и интересно. Мне понравилось.
С уважением, Павел Петров.
479- Дай мне сапог, я хочу ударить им в воспитателя