Рецензия на книгу
Журбины
Всеволод Кочетов
Izumka24 декабря 2015 г.Вот уж действительно производственный роман во всем своем могуществе. Как раз в стиле 50-х годов в Советском Союзе. Если уж браться, то по полной программе. Не просто производство, а целый судостроительный завод, да еще и в период модернизации. Глобально. А для полноты картины еще и люди подходящие: большая семья, почти полностью посвятившая свою жизнь этому заводу.
Если немного углубиться в детали, то роман для меня распался на несколько направлений. Первое - это, конечно, производственная часть. Тут все очень интересно, несмотря на устаревшие уже технологии. Пока не столкнешься, даже не задумываешься, а как именно делаются такие громадины. С современными технологиями, конечно, все проще, а вот почувствовать, как это собиралось практически вручную, - очень впечатляюще. Не зря же одна из базовых производственных линий - это переход от ручной клепки к сварке. Да каждым описанным этапом можно восхищаться: моделирование, разметка, чертежи в реальном масштабе. У меня даже в голове не укладывается, как такое можно придумать, рассчитать, а потом и создать в реальности. А ведь корабли существуют, и становятся все сложней и сложней.
Вторая часть, достаточно тесно связанная с первой, - это реконструкция завода и переход на новый способ производства. Тут уже меньше технических деталей, а больше психологическая составляющая. Причем, этот процесс рассматривается с разных сторон. Во-первых, исчезновение одних специальностей и повышенная потребность в других. Очень порадовало замечание о необходимости заранее продумывать изменения. Во-вторых, психологические проблемы, связанные с ломкой привычных шаблонов работы и необходимостью выработки новых подходов, критериев, планов. Кто-то готов адаптироваться к новому, другие не чувствуют в себе достаточно сил для этого. Отдельное ответвление - это линия заводского клуба, которая тоже в сущности во многом об этом, на мой взгляд.
Третья глобальная линия - опыт против образования. Кто будет работать лучше: новичок, вооруженный теорией, или специалист-практик с большим опытом работы? Достаточно ли глубоких практических знаний для хорошей работы? Нужно ли обязательно получать образование (кстати, проблема очень актуальная в наше время)? И опять спектр вариантов. Правда, тут с довольно однозначными выводами.
И, конечно, же рассказ не мог обойтись без личных отношений. Семья большая, и вариантов любовных отношений довольно много. Правда, в итоге все они несколько однобоки, но это уже издержки литературной стилистики того времени.
Вот тут мы переходим к минусам. Самый большой минус для меня - это очень активная идеологическая составляющая. Понятно, что это реалии того времени, но в произведениях других авторов все-таки не так выпячивалась линия партии в любом деле. А тут уж слишком нарочито местами. Во-вторых, я обычно такое редко замечаю, но тут обратила внимание на однобокость и плоскость характеров. Действительно глубоких и интересных персонажей не так уж много. Мне не удалось почувствовать большинство из них, включиться в их жизнь эмоционально. Возможно, это потому, что для большей части персонажей основное место жизни - это завод. Все мысли, чувства, эмоции связаны с ним, а для семьи уже не остается. В итоге при всей преданности делу жизни, человек получается неинтересный, плоский. Меньше всего мне в этом смысле понравился Илья Матвеевич, глава семьи. Очень часто он вызывал у меня раздражение своими суждениями и поступками, когда дело касалось личной жизни других персонажей. А один из самых любопытных - Скобелев. Явно не характерный для такого рода литературы герой, но хорошо узнаваемый в жизни.
Интересное было чтение и неоднозначное. Несмотря на архаичность, во многом остается актуальным до сих пор, если правильно посмотреть.16433