Рецензия на книгу
Турецкий гамбит
Борис Акунин
Marion-Morana20 декабря 2015 г.warning! спойлеры
Мое знакомство с Эрастом Петровичем началось с экранизации «Турецкого гамбита». Хотя на ту юную пору я даже не знала, что это – экранизация, также как не знала о событиях «Азазеля», эстернатах и авторе всего этого великолепия. Для пущей верности пересмотрела фильм(наверное, в 22-й раз)с новым взглядом.
Эраст Фандорин в фильме более «живой», чем в книге. Таким он мне запомнился, и таким он мне кажется роднее. Хотя теперь, зная о его потерях из «Азазеля», мне вполне понятна «замороженность» молодого титулярного советника, и Фандорин из книги кажется более уместным. Его возраст (21 год) стал для меня своего рода откровением, ведь по фильму я помнила состоявшегося мужчину рядом с наивно-глуповатой девушкой, а тут выясняется, что Варвара Андреевна его старше. Откровение! Кроме того в фильме Фандорина явно больше (help! – у меня нехватка «фандори́нов»): он ведет расследование, действует, он – герой первого плана. В книге же он появляется как-то эпизодически, рассказывает, до чего додумался, направляет на путь истинный остальное сборище вояк и снова исчезает, оставляя сцену г-же Суворовой.
А Варвара Андреевна – первое крупное несоответствие фильма и книги. Я помню, что в фильме она была рыжей, а читаю на страницах про мышиный оттенок, «который называют русым». И хотя она во много говорила правильные с моей точки зрения вещи, мне не понравилось море, нет, ОКЕАН кокетства. «Я борюсь за равноправие, я сама себе могу быть мужиком, ой, у меня ужасная прическа, да кто на такую страшилку обратит внимание, хнык». Хотя г-жа Суворова приехала к жениху, ее нешуточно задевает, если за ней не ходит весь полк. А в плане мужчин там есть, где разгуляться. И тут мы подходим к моему второму крупному несоответствию – генералу-майору Соболеву.
За давностью лет, его образ из фильма мною успешно позабылся, поэтому читая книгу, я создавала образ заново. И мой Соболев это почти граф Зуров и по возрасту, и по характеру – лихой, горячая голова, охочий до женщин и с нереализованными амбициями, которые и толкают его на авантюры (в отличие от Зурова, который бросается в омут просто по велению души). При пересмотре фильма шаблон порвался.
А вот Ипполит Зуров и в фильме был, что надо. Люблю его, чертяку! Люблю эту его безбашенность, настолько абсолютную, что она позволяет грубить иностранцам, будучи на службе у дипломата. Можно подумать, что он не сильно умен, но его реплики остроумны, мне даже импонирует, как он осаждает зазнавшихся голубчиков. А более всего меня прельщает его верность дружбе: он даже вопрошает у Варвары Андреевны – не ухлестывает ли за ней Фандорин? Ибо в таком случае он даже не смеет начинать какие-то поползновения в ее сторону. Вот это дружба! Он так искренне радуется, когда находит «Эразма» в военном лагере, что даже мне веселеет, да что там! Даже книжный Фандорин веселеет, видя старого товарища. И тем горше мне было читать о смерти Ипполита. У меня какая-то карма – если мне нравится мужской персонаж не первого плана, он обязательно умирает в процессе.
Но что мы все по маленькой да по маленькой… Ведь главный нежданчик книги заключается в ее концовке! В ее совершенно неожиданной концовке особенно для тех, кто смотрел фильм! Я-то убивалась, думая, что проспойлерила себе весь сюжет (как случилось с «Азазелем»), а не тут-то было! И я даже рада, что Анваром-эфенди оказался не Перепелкин, а д’Эвре, ну не вписывается «Жеромка» в образ выдающего выпускника учебного заведения леди Эстер. Шарль даже в роли злодея ведет себя обходительнее и уважительнее с г-жой Суворовой, да и не тянет он на злодея, просто человек со своей правдой, патриот своей умирающей страны и гражданин мира. Я разделяю его мнение, что мир спасет не революция, а эволюция, в которой «человек понемногу учится уважать себя и других, побеждать не дубиной, а убеждением», где поддерживают слабых и терпят инакомыслящих. И даже то, что Россия опасна «своим многочисленным невежественным населением, неповоротливой и агрессивной государственной машиной». Я вовсе не говорю, что было бы лучше, если бы мы проиграли в какой-либо войне, ликвидировав себя, но в нашей стране действительно бродят дикие и разрушительные силы, у нас действительно нестабильная и нелепая страна.
Ее [Россию] разъест язва коррупции и нигилизма, она перестанет представлять угрозу для прогресса.Не могу поспорить, увы.
1543