Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Big Breasts and Wide Hips

Mo Yan

  • Аватар пользователя
    melfry20 декабря 2015 г.

    Гимн женщине

    Я всегда считала, что азиатская литература - это совсем не мое. Что ж, Мо Янь это мое мнение опроверг. Книга написана очень красивым и легким языком, читается очень гладко и очень быстро. Какой-то восточной поэтики, сложных метафор, неторопливости, созерцательности здесь совсем нет. Напротив, книга очень ярко повествовательна (даже в сюрреалистических снах и видениях) и очень понятна для тех, кто привык к западной литературе.

    В целом же "Большая грудь, широкий зад" - это эпос о китайском народе, проходящий через Гражданскую войну, становление КНР и "культурную революцию". Наверное, если бы Шолохов жил в Китае, он бы написал "Тихий Дон" почти так же. Разве только акценты были бы другими, и психоделики было бы поменьше. Начинается роман как легкий стеб - и над мужчинами семейства Шангуань, и над китайским укладом в целом. Но вот продолжение уже совсем не веселое - когда автор доходит до начала войны, уже становится физически тяжело читать. Так же тяжело было читать и обо всех убитых и погибших, хотя их судьба и была прописана в начале романа (кстати, с определенными неточностями - не знаю, не повезло ли мне с изданием или такова была задумка автора). Как и в подлинном эпосе, здесь нет плохих и хороших персонажей - глобальный выбор каждого из героев и их противостояние можно объяснить и можно понять - очень сложно выбирать, например, между правотой Сыма Ку и правотой Лу Лижэня.

    Но красной нитью сквозь роман проходит тема семьи и тема женщины. Способствует этому центральный образ - образ Матери, прошедшей через все лишения и горести ради своих детей и растившей пятнадцать детей. Пусть дети часто не слушали мать - но в случае беды у них всегда был оплот, куда можно было вернуться, та скала, которая всегда была неизменной и и твердой. Девочки - достойные дочери Матери. Они в свой черед смогли принять непростые решения и, если бы жизнь сложилась иначе, тоже бы превратились в таких же железобетонных женщин.

    Мужчины в романе женщинам явно уступают, даже несмотря на то, что дочери и выбрали для себя весьма видных и интересных мужчин. Квинтэссенция этого - сам главный герой Цзиньтун, олицетворение инфантилизма и, как указывает автор в предисловии, "современной китайской интеллигенции". Сама природа его пристрастия - женская грудь - означает невозможность выйти из дома и начать вести собственную самостоятельную жизнь (что смогли сделать девочки). Вот и с уходом матери жизнь его зашла в полнейший тупик.

    Таким образом Мо Янь - мужчина - подспудно намекает, что остается только надежда на женщин. Надеюсь, что глобально он оказался все-таки неправ.

    4
    98