Рецензия на книгу
Big Breasts and Wide Hips
Mo Yan
WarmCat20 декабря 2015 г.Большая поднебесная грудь
Эпоха великих перемен не обошла Китай стороной, и всю половину прошлого века не было китайцам покоя. Поднебесную лихорадило, пожалуй, не меньше, чем нашу страну.
Восстание Ихэтуаней, Синьхайская революция, распад империи Цинь, гражданская война между Гоминьданом и Коммунистической партией, японо-китайская война и японская оккупация, возобновление междоусобицы – конфликтов на китайской земле было столько, что за полвека едва наберётся один спокойный год. Не было покоя и потом, когда утвердилась власть компартии и Мао Цзэдуна, проведших такие компании, как «Большой скачок» и «Культурная революция», унёсшие жизни многих миллионов людей.
Именно этот период и взялся изучить китайский писатель Мо Янь, нобелевский лауреат, почетный доктор филологии гонконгского университета. Настоящее имя писателя – Гуа́нь Мое́, а «Мо Янь» - это псевдоним, который в переводе с китайского означает «молчи». Возможно, это знак того, что автор не склонен болтать попусту и ничего не говорит зря. Если так, то знак вполне соответствует истине. «Большая грудь, широкий зад» - роман многословный, но каждое слово в нём на своём месте, каждое тщательно выверено и имеет своё значение.
Мо Янь выбрал необычный способ описания событий. Повествование вращается вокруг Шангуань Лу, героической матери девяти детей, прожившей долгую и тяжёлую жизнь. Рассказчиком и наблюдателем выступает Цзиньтун, единственный и долгожданный сын Шангуань Лу, имеющий психический изъян – патологическое пристрастие к женской груди и чрезвычайно слабый характер.
Без долгих предисловий Мо Янь знакомит нас с главными действующим лицами: Шангуань Лу и её сын – центральные фигуры, её близкие родственники, восемь дочерей, их мужья и дети, некоторые приближенные лица. О каждом следует короткий рассказ, завершающийся обстоятельствами смерти. Да, из множества персонажей немногие дожили окончания «культурной революции», кто-то погиб от рук японцев, кто-то – от рук своих же, кого-то сгубили неудачные обстоятельства, но даже у тех, кто выжил, судьба сложилась трагично.
Мо Янь рассказывает о множестве факторов, которые осложняли жизнь китайского народа. Например, древняя традиция, согласно которым мальчики ценились больше девочек и из-за которых женщина только тогда становится уважаемой, когда рожает сына. Эта традиция вынуждает несчастную Шангуань Лу рожать раз за разом в надежде на наследника – от разных отцов, потому что её собственный муж бесплоден, и вообще не состоятелен как личность. Эта же традиция привела к сильному гендерному дисбалансу в современном Китае.
Ещё один чудовищный обычай – бинтование ног. Причудливые представления китайцев о красоте привели к неисчислимым страданиям миллионов девочек, которых с юных лет обрекали на муки обладания «лотосами» - маленькими скрюченными ножками. Шангуань Лу и её старшая дочь стали одними из последних жертв этой страшной традиции.
О войнах уже было сказано выше, отметим только, что обилие дочерей позволило Шангуань Лу стать тещёй для представителей самых разных группировок и политических сил. Это также имело свои последствия, потому как противостояния на китайкой земле были настолько яростными, что победители часто без жалости расправлялись с побеждёнными. А несчастная мать теряла дочерей, зятев и внуков.
Мо Янь говорил, что китайской нации для обновления нужны «широкие бедра и большие груди». Он высоко оценивал естественные силы, заложенные в человеке природой, которые, как он полагал, тысячелетиями подавлялись конфуцианством. Он считал либидо мощнейшим жизненным стимулом, и его роман весь пронизан любовной энергией, в которой персонажи находят источник сил. Китайская нация расцвела, как видно теперь, спустя десятилетия, но какой же высокой ценой дался этот расцвет!
Эта книга о мудрой и плодовитой, как сама земля, женщине, которая, несмотря на все тяготы, находит в себе силы жить дальше, что бы ни случилось. Говорят, пока жив – надейся, но нужна поистине титаническая воля, чтобы перенести всё то, что выпало на долю Шангуань Лу, урождённой Сюаньэр.
Эта книга воспевает подвиг материнства, когда женщина, не задумываясь, делает всё, чтобы сохранить жизнь своим – да и не только своим – детям.
Эта книга обо всех матерях Китая, что денно и нощно проливали слёзы, пока гибли их дочери и сыновья – а возможностей погибнуть в те тревожные времена было предостаточно.
Эта книга о тех, кто, несмотря на жестокость окружающих и общественное разложение, сумел превратить свою жизнь в образец каждодневного личного героизма, и тем самым дал возможность выжить другим.
Эта книга о той, ближе которой нет ни у кого из нас. О Великой Матери.
4104