Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 3: "Пармский монастырь"

Стендаль

  • Аватар пользователя
    Аноним2 мая 2010 г.

    Том включает в себя один только роман "Пармская обитель". После прочтения "Красное и черное", и все еще под впечатлением от "Люсьена Левена", я была в предвкушение изящного и тонкого произведения. И первые две сотни страниц только укрепили надежду. Но уже к середине произведения я была счастлива, что это не первое творение Стендаля прочитанное мною, иначе я бы так и не узнала, что он отличный писатель.
    Общее впечатление - полнейшая каша. Роман больше похож на черновик, еще не отредактированный и никем не просмотренный. Интимные переживания героев внезапно прерываются описанием политических интриг на сотню страниц, очень подробные описания душевных терзаний маркизы за один лишь вечер сменяет краткий очерк о жизни главного героя за несколько лет. И все это происходит сумбурно и хаотично. Даже не оконченный роман "Люсьен Левен" выглядит более цельным. А самое главное, так и не понятно, где же основная мысль?
    Отдельного внимания заслуживает главный герой, юный Фабрицио. Стендаль преподносит его как "высокую восторженную душу", вот только мне он представлялся как невероятно инфантильное и невозможно эгоистичное существо, а также совершенно бесполезное. Тонкую душу терзает, что в армию Наполеона он попадает с паспортом солдата осужденного, о ужас!, за кражу корову. А вот убийство эту чувствительную совесть совершенно не беспокоит.
    И наконец то, что стало для меня полной неожиданностью. Роман "Красное и черное" так и пестрел тонкими намеками, осторожными жестами, полутонами чувств. При прочтение "Пармской обители" мне казалось, что я читаю о мире полном мнительных параноиков, где за неправильное положение мизинца тебя перестанут принимать в любом приличном обществе. Дама сердца главного героя Клелия представляется совершенной истеричкой, вот уж кому достаточного одного только подозрительного взгляда, чтобы на пару недель лишится сна.
    Но были в произведение и неоспоримые плюсы. Во-первых, чувство юмора автора, которое проявлялось, в первую очередь, в монологах графа Моски. Во-вторых сам граф Моска. История любви Фабрицио и Клелии показалась мне достаточно пресной, да и воспринимается она лучше в кратком пересказе, где опущены постоянные "он(а) вздохнул(а) не так, как если бы любил(а) меня" обоих героев. А вот любовь графа к самовлюбленной и принципиальной тетушке Фабрицио действительно трогательна. Взбалмошная дама каждую неделю заставляла графа вступаться за бесхарактерного племянника, обманывала, бросала и обрекала на действительные душевные терзания верного любовника. Но тот с достоинством переносил все невзгоды и проявлял потрясающую целеустремленность. А главное, это был один из немногих персонажей, способных на что-то кроме заламывания рук и бесконечного перехода из депрессии в истерику.

    Кратко - читать тем, кто любит толстые и занудные книги.

    4
    50