Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Часодеи. Часовой ключ

Наталья Щерба

  • Аватар пользователя
    Аноним15 декабря 2015 г.

    Я очень хотела, чтобы мне понравилось. Серьезно, я люблю хорошие подростковые книги, фантастику и фэнтези. Я обожаю Гарри Поттера и согласна в сто двадцать пятый раз читать про магические школы. Мне даже обложка у книги понравилась!
    После первой книги я прочитала вторую в надежде, что она, может быть, окажется лучше. Но не судьба.

    По пунктами.

    Главная героиня.
    Главный герой - это то, на чем удачная книга держится. Это должен быть персонаж с хоть чем-то цепляющим характером, внешностью, привычками. Гарри Поттер - не только сирота, он еще и довольно остроумно шутит, он внимателен, любопытен, смел, умеет дружить и действительно любит своих родителей, ценит каждое воспоминание о них. А еще он прогуляет школу ради приключения, спишет уроки и придумает выход из ситуации. И это не считая шрама и очков. Это - живой, настоящий мальчик, которого легко представить, с которым хочется дружить и которому хочется сочувствовать.

    Главная героиня этой книги - никакая. Просто н и к а к а я. У нее нет характера вообще. У нас есть её никак не запоминающееся описание внешности (попробуйте вспомнить в конце книги, как она выглядит), она сирота, она занимается гимнастикой и никого не любит. Она ничем, кроме гимнастики, не увлекается, у нее есть единственный друг и она не умеет заводить новых. Все, что с ней происходит, происходит исключительно в потоке обстоятельств - её вечно куда-то уносит, утаскивает, ее тащат за собой, везут, приводят, уводят... Все, чем занимается главная героиня по своей воле - это ноет о том, что хочет вернуться обратно к нормальной жизни, пугается, удивляется, опять пугается и иногда что-то делает, что не производит никакого эффекта. Читать целую книгу с "бедной растерянной девочкой" совершенно невозможно. Сначала я думала, что таким образом автор покажет, как девочка удивилась и растерялась, попав в чуждый мир, а потом начнутся собственно какие-то ее приключения. Фиг там.
    Не будет у нее никаких приключений, она полный антоним Гарри в том смысле, что нет, её не вдохновляет магический мир, новые возможности и так далее - она хочет домой к единственному другу и гимнастике.

    Меня совершенно восхитило, что даже друзья у нее появляются только потому, что они сами решают дружить-выручать-спасать ее и так далее. Она явно проявляет эмоции, когда кого-то не любит или боится - но с поддержкой и симпатией у нее очень плохо.

    Самое удивительное - это отношение к родителям. Девочка-сирота встречает женщину, понимает, что это её мать и не испытывает по этому поводу никаких эмоций вообще. Не задает вопросов, не думает об этом, ничего. Бытовое событие. Да, это вам не Гарри, который плачет над фотографией родителей.

    С логикой у девочки тоже проблемы - отец начинает знакомство с пощечины и после этого она еще долго будет надеяться, что он на самом деле хороший и будет её спасать.

    И вот читаешь книгу, хочешь вроде сочувствовать или сопереживать главной героине - но нет, невозможно, нет ни недостатков (лучшая гимнастка, опять идеально выполнила номер, высший уровень часовства), ни каких-то ярких достоинств и характеристик - даже те отдельные хорошие поступки, которые она совершает, не исправляют ситуацию.

    Злодеи
    Скучно, очень скучно. Простите за очередную аналогию с Гарри Поттером, но злодеи - это Волан-де-Морт. Это Северус Снейп в первых книгах. Это Амбридж. Это люди, у которых не просто "страшный леденящий взгляд" или "страшная леденящая улыбка" - нет, они ведут себя соответствующе, у них есть мотивы, есть злодейское прошлое, есть представление о добре и зле. Лемони Сникет - вот вам злобный дядюшка, к которому попадают сиротки, и чья сущность раскрывается авторов всеми доступными способами.
    В книге злодеи картонные. Все. И похожи друг на друга, как братья-сестры близнецы. Все злобно смотрят и злобно улыбаются, или холодно смотрят и в их глаза страшно смотреть. Нет никаких объяснений, как они дошли до жизни такой, почему стали такими УЖАСНЫМИ, почему у них нет никаких других эмоций, почему главная героиня всех подряд боится и подозревает и почему все ненавидят её? Рациональное объяснение есть только у старшего сына, все остальные просто сообщают ей, что "она им мешает". Вы себе можете представить множество взрослых и подростков, которым "ужасно мешает жить" двенадцатилетняя девочка и которые только и делают, что злобно смотрят на нее, шипят или нападают?
    Чем отличаются Маришка и Дейла? Марк и Норт? Все суммарно друг от друга и от других детей Нортона?
    Женские персонажи: найти отличие между Белой Королевой, Черной Королевой и Еленой - все три красивые, загадочные и психопатки (или тщательно производят такое впечатление).

    Положительные герои и друзья
    Тут тоже все плохо. Попробуйте сказать, чем отличаются Фэш и Марк, кроме того, что один из них - друг хорошего героя = хороший. И внешности.
    А чем Лешка отличается от Ника? Два мальчика одного возраста, которые дружат с главной героиней. Один хочет стать архитектором и сын часового мастера. Всё. А Диана - это их же характер, только в женском роде.
    Это Рона не перепутаешь с Невиллом или Малфоем, а Гермиону - с любой другой героиней. Тут автор щедро ввела много, МНОГО детских персонажей (да и взрослых), но не стала утруждать себя тем, чтобы наделить каждого сколько-нибудь запоминающимся характером, внешностью и предысторией. В итоге у нас две сверхзадачи: запомнить, кто есть кто, и пытаться сочувствовать положительным персонажам, просто потому что они положительные, поскольку других характеристик у них почти нет.

    История
    Её презентовали как "самобытное произведение". С самобытностью тут не очень, если не считать за нее то, что книга не дословный клон ГП как "Таня Гроттер" и прочие. Все это уже было - сиротка, злобный отец сиротки, магическая школа, волшебство с часами, тайный союз магов, столкновение двух миров...
    Хуже всего то, что автор решила писать книгу по принципу компота и утрамбовала туда все, что пришло в голову. В итоге подробно не раскрыто ничего, от характеров до интриг, зато сюжет несется, сшибая все на своем пути. Героиня ничего не успевает осознать, а на нее уже летят замки, кони, проверки, ключи, цифры, друзья, враги, опять враги, ключи, цветок, волшебный мир, волшебный мир в волшебном мире, русалки, предметы, проклятья, заговоры... В итоге чтение напоминает экскурсионную поездку на скорости 250 км/ч мимо достопримечательностей.

    И простите, но - отец Василисы Нортон Огнев? Нортон Огнев со старшим сыном Нортоном Огневым? Я понимаю, в волшебном мире может быть что угодно и в мире автора уживаются Мандрагор и Константин Лазорев, но Нортон Огнев, really? Хорошо хоть не Джастин Иванов.

    7
    104