Рецензия на книгу
Последнее желание. Меч Предназначения
Анджей Сапковский
Аноним14 декабря 2015 г.Баллада о Геральте из Ривии, ведьмаке
Воистину, нет ничего более отвратного, нежели монстры оные, натуре противные, ведьмаками именуемые, ибо суть они плоды мерзопакостного волшебства и диавольства. (c)
Монструм или ведьмака описаниеВоистину нет ничего более сложного, чем рецензирование любимого цикла. Я принадлежу к числу тех счастливых поклонников АСа (так любя прозвали пана Анджея Сапковского поклонники), кто до сих пор бережно хранит дома самое первое издание. И даже сегодня, в век цифровых технологий, когда заполучить любую книгу – дело пары кликов, «Ведьмака» я перечитываю на бумаге. Наверное, этот цикл я знаю уже наизусть. Но каждый раз воспринимаю ту или иную фразу иначе. Каждый раз по-другому реагирую на знакомый до боли сюжет. Ни в коей мере не умаляю заслуг пана Сапковского, но здесь постарался и незабвенный Е. Вайсброт - переводчик. Я читала немало переводной литературы, "Ведьмака" можно смело назвать один из лучших примеров адаптации. Отлично передана речь персонажей, принадлежащих к разным слоям общества, за что отдельное "спасибо" и "браво".
Стоит сразу обозначить, наверное, для незнакомых с миром «Ведьмака» - там все далеко не радужно. То есть совсем не радужно. Можно было бы добавить «то есть - плохо», но… нет. Не плохо. Даже в той беспроглядной безысходности, в которую погружает Сапковский читателя, есть главное – лучик надежды. Хотя, отрицать не стану, порой его сложно разглядеть.
Итак, что же видит читатель на первых страницах? «Глас рассудка» - небольшой цикл в цикле, история взаимоотношений ведьмака Геральта и жрицы богини Мелитэле по имени Нэннеке, полюбившей одинокого бродягу почти как сына. И ведьмак, взрослый мужчина, ни за что не признается в этом даже себе, но Нэннеке его даже отчитывать не нужно. Он опасается одного строгого взгляда жрицы. И это вовсе не признак слабости. Геральт, если разобраться, вообще исключение из всех правил с точки зрения воспитанников Каэр Морхена.
Ведьмак с самого рождения обречен на одиночество. Если, конечно, он выживет после мутаций травами, коим их подвергают, чтобы они сделались сильнее, быстрее и ловчее. Кто захочет иметь дело с ведьмаком? От них шарахаются как от бубонной чумы. Но бегут за помощью, когда дело становится совсем дрянь. Об этих-то суровых буднях и повествует автор. С иронией, неповторимым юмором Сапковского, который здорово украшает сюжет.
Геральт ведь единственный из ведьмаков, кто на протяжении цикла умудрился обзавестись лучшим другом, любимой женщиной и приемной дочерью. То есть создать пусть необычную, но все-таки семью.
А новеллы в первой книге готовят читателя к предстоящему, знакомят с главными героями. Каждая из них незабываемо прекрасна и оставляет след в душе, дай боги, чтобы не кровоточащую рану. Сапковский умеет создавать слишком правдоподобную атмосферу. И я говорю вовсе не о сценах жестокости или насилия. Нет, просто он очень сильно с эмоциональной точки зрения вводит этические ситуации. Читатели с богатым воображением могут услышать искушающий шепот «А как бы поступил ты?».
«Меньшее Зло», пожалуй, зацепила первой. Я уже поняла, что у ведьмаков есть собственный кодекс, который они, несмотря ни на что, блюдут.
— Зло — это зло, Стрегобор, — серьёзно сказал ведьмак, вставая. — Меньшее, бо́льшее, среднее — всё едино, пропорции условны, а границы размыты. Я не святой отшельник, не только одно добро творил в жизни. Но если приходится выбирать между одним злом и другим, я предпочитаю не выбирать вообще. (с) «Меньшее Зло».
То есть ясно: перед нами герой с четко сформированной системой ценностей. А это нынче редкость. История разворачивается так, что вне зависимости от своих желаний выбор сделать все же придется. Очень колоритной показана Ренфри, великолепно обыгран сюжет «Белоснежки и семи гномов». А выбор Геральта логичен – он не просто следует ведьмачьему кодексу. У него есть чувство справедливости, которого не должно быть у ведьмаков. Но Геральт отчаянно цепляется за чудом сохранившуюся в нем человечность. Её немного для тех, кого он убил на своем пути, но достаточно для того, чтобы идти дальше.
«Край Света» заставит биться чаще сердца поклонников эльфийской расы. Эльфов вселенной «Ведьмака» бессмысленно сравнивать с их сородичами вселенной Толкиена. АС прописал их не только прекрасными, но еще и высокомерными долгожителями. Казалось бы, их все так пишут, почему же именно у Сапковского эти статуи «ожили»? Он поместил эльфов в реальный мир, туда, где надежда на «долго и счастливо» для них кажется призрачной. Они изнурены голодом и болезнями, а спина до сих пор пряма лишь благодаря непомерной гордыне. Нет, ведьмак их не подведет. Ни Филавандреля, ни Торувьель. В тот день, когда они спустятся с гор в долину, чтобы умереть с достоинством и будут искать его.
«Последнее желание» знакомит с женщиной, ставшей для ведьмака не просто случайной спутницей. Здесь читатель впервые встречается с Йеннифэр – коварной и могущественной чародейкой. Ведьмак обращается к ней за помощью не от хорошей жизни – его другу Лютику, требуется помощь магического характера. Здесь, как, кстати и в новелле «Край Света», Геральт проявляет себя как хороший друг. И Йеннифэр это в нем разглядела. Как и возможность воспользоваться ведьмаком, чтобы отомстить жителям города, которые были не слишком ей рады. Несмотря на знакомство, мало располагающее к романтике, между этими двумя возникает притяжение.
«Вопрос цены» - здесь еще не фигурирует третья главная героиня, но уже имеется завязка. Калантэ, королева Цинтры, приглашает ведьмака, дабы с его помощью удачно выдать замуж свою дочь, принцессу Паветту. Подвох заключается в том, что отец Паветты пообещал её незнакомому рыцарю, спасшему его. Шутить с Предназначением королева не хочет, рисковать государственными интересами – тоже. Потому-то ей и нужен тот, кто сделает это за неё. Геральт берется исполнить приказ королевы, справляется с ним на свой лад. И повторяет требование незнакомого рыцаря, многим знакомое «ты отдашь мне то, что уже имеешь, но о чем не знаешь». Так в сюжете саги появилось Дитя-Неожиданность, предназначенное ведьмаку.
«Меч предназначения» иллюстрирует знакомство Геральта и Цири, завораживает описанием Брокилона – оплота дриад. Заставляет восхищаться силой духа владычицы Эитнэ. Дриады хотят оставить Цири у себя, воспитать как себе подобную. Ведьмак вмешивается, еще не зная, что девочка предназначена ему. Повинуясь безотчетному порыву. Потому, что считает неправильным, по сути, кражу ребенка. Эитнэ приходится уступить Предназначению – испив воды Брокилона, Цири все равно желает уйти с Геральтом. Однако узнав, что перед ним княжна Цинтры, Геральт поступил так, как до этого поступал всегда. Ушел, оставив девочку. Потому, что испугался ответственности, потому, что не захотел подвергать Цири тому, через что прошел сам. Ведьмак совершил ошибку, но сделал это из благородных побуждений.
В новелле «Нечто большее» действие происходит спустя шесть лет после событий «Вопроса цены». Как и обещал, Геральт возвращается в Цинтру. Калантэ тщательно подготовилась к его визиту и предлагает выбрать из десяти мальчиков любого. Но обоим понятно: Неожиданности среди них нет. Калантэ женщина волевая, её не смущает, что Геральт хочет воспитать из ребенка ведьмака. Но она опасается Испытания Травами, при котором многие погибают. Геральт же и не собирался ставить королеву перед выбором. Он проявляет благородство и уезжает, даже не взглянув на ребенка. Ведьмак бросил вызов Предназначению, думая, что мстить оно будет ему. Он был готов встретить что угодно… для себя. Но Предназначению было угодно уничтожить Цинтру, убить мужественную Калантэ. Волей случая…а может, чего-то большего – ведьмак встречается с чудом выжившей княжной, Цири.
И знаете что? Ведьмак, который берется за заказ короля Фольтеста и ведьмак, который изо всех сил пытается защитить дорогих ему людей – это, черт побери, два разных ведьмака. Геральт взрослый мужчина, понятно, что костяк личности уже сформирован. Но он корректируется под влиянием близких ему людей, стремится стать лучше. Несвойственная ведьмакам черта, если учесть, что они лишены эмоций, но Геральт сам признал, что он не бесчувственен. Ему трудно дается осознание того, что ему, ведьмаку, отверженному, тоже что-то полагается в жизни. Хорошее, а не только плевки и проклятия. И глядя, как другие движутся дальше, любят, ненавидят, мстят, плетут интриги, хочется верить, что и Геральт найдет свою нишу. Свою правду.
«Что такое правда? Правда – это осколок льда» (с)
387