Рецензия на книгу
Красное и черное
Стендаль
GrandCharly10 декабря 2015 г.Как так получилось?..
(!) Возможны спойлеры (!)
Только недавно я писал о том, что мне беспрекословно нравится французская литература. Бальзак со своими произведениями еще раз подтвердил эту закономерность. Ну, не может мне не нравится, поэтому я подходил к роману "Красное и черное" Стендаля с большим трепетом и воодушевлением. Я слышал много хороших отзывов об этом произведении, да и мне самому казалось, что автор станет наравне с Гете и Гюго моим любимым писателем. К большому сожалению, этого не случилось.
Городок Верьер, пожалуй, можно назвать одним из самых живописных городов Франш-Конте.(!) Скажу сразу, что я не буду призывать отказываться от прочтения этого романа. Наоборот, мне кажется, что это произведение обязательно нужно прочитать, потому что только ваш взгляд будет правильным для вас. Я же хочу выделить ту причину, которая послужила отталкивающим фактором при прочтении этого романа.
Скорее всего, это - стиль писателя. Тут можно задуматься о плохом переводе, но это по сути отразилось бы только на языке автора, поэтому его я очень редко оцениваю, потому что только оригинал можно оценивать с этой точки зрения. То, как Стендаль описывает персонажей, а на, мой взгляд, недостаточно уделяет внимания психологическим чертам личностей, заставляло меня удивляться меня действиям главных персонажей. Мне было трудно понять, почему они поступают так, а не по-другому, как они вообще к этой мысли пришли.
Эпиграфы, которые находятся в начале каждой главы, заставляли меня просто страдать. Они, на мой взгляд, были абсолютно ни к чему, и не исполняли той самой функции, которой должны исполнять, то есть давать читателю возможность более сильного погружения. Названия, как и эпиграфы, тоже страдают, так как они указывают только на тему главы, а не мысль, а тем более атмосферу.
Персонажи большую часть романа не вызывали у меня никаких чувств, и это было самое обидное. Я пытался полюбить их, но в ответ выходило только скупое равнодушие, которое разочаровала меня. Мне не были интересные персонажи, их чувства, их действия, потому что, как сказано выше, они не казались мне реальными, то есть я не мог их представить в реальной жизни.
Главный персонаж, Жюрель Сорель, все-таки на первых страницах призывал к себе внимание. Читая о том, как к нему относятся родственники, ничего не чувствуешь, кроме жалости к главному герою. Но, потом... Потом начинается настоящая кутерьма, которая растянута очень сильно. Чувство "любовь" здесь отсутствует здесь настолько, насколько возможно. Я никогда не мог понять, чтобы человек в один момент любил одну, потом другую, или испытывал это чувство от скуки.
Но в этом произведении не все так плохо. Последние страницы опять же поражают мозг, и наконец-то заставляют чувствовать хоть что-то. Тут просыпается грусть, жалость, настоящее сожаление, любовь, смерть, жизнь. А рассуждение про жизнь Жюреля перед смертью заслуживает отдельного внимания.
Она не пыталась покончить с жизнью, но три дня спустя после смерти Жюльена она умерла, обнимая своих детей.Опять же повторю: это только мое мнение, поэтому читайте, надеюсь вы получите удовольствие. У меня же остается малая надежда, что "Пармская обитель" мне понравится, и Стендаль все-таки не выбьется из списка любимых французских авторов.
P.S. Отдельное уважение вызывает упоминание Наполеона и Вольтера по прошествии всего романа.756